А́РКТИКА

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Котляков, В. Е. Хаин (геологическое строение и полезные ископаемые), В. Н. Гуцуляк (правовое положение), А. И. Данилов (охраняемые территории; >>

А́РКТИКА (от греч. ἀρϰτιϰός – медвежий; относящийся к созвездию Большой Медведицы; северный), северная полярная область Земли, включающая сев. окраины материков Евразия и Сев. Америка (кроме юж. части о. Гренландия и п-ова Лабрадор), Северный Ледовитый океан (кроме вост. и юж. частей Норвежского м.) с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов (см. карту).

Общие сведения

Граница А. на суше совпадает с юж. границей зоны тундры и с июльской изотермой 10 °C (5 °C – на море). Общая пл. ок. 27 млн. км2. Иногда за юж. границу А. принимают Северный полярный круг (в этом случае пл. А. – 21 млн. км2). Площадь рос. сектора А. ок. 9 млн. км2 (из них 6,8 млн. км2 – морская акватория). А. находится в арктическом поясе. К природным особенностям А. относятся чередование полярного дня и полярной ночи, низкий радиационный баланс, арктич. воздух с близкими к 0 °C средними летними темп-рами при отрицательной среднегодовой темп-ре, преобладание твёрдых осадков, наличие на суше ледников, подземных льдов и многолетней мерзлоты, ледовитость морской акватории, а также безлесие ландшафтов. В А. выделяют природные зоны арктич. пустынь и тундры.

Рельеф

Рельеф арктической части Евразии преим. равнинный. Преобладают низменные окраины Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин, Северо-Сибирской, Яно-Индигирской и Колымской низменностей. Гор сравнительно немного. Наиболее значительны: Верхоянский хребет (выс. до 2283 м, гора Орулган), Чукотское нагорье (выс. до 1887 м, гора Исходная), Полярный Урал (1472 м, гора Пайер) и горы Бырранга (высшая точка 1125 м). В рельефе арктической части Северной Америки распространены холмистые плоскогорья и плато (Арктическое плато и др.) выс. 400–700 м. Высшая точка А.  гора Гунбьёрн (3700 м) – находится на востоке о. Гренландия. Горы на о. Элсмир достигают выс. 2926 м, на о. Баффинова Земля – 2134 м, на о. Девон – 1920 м. Почти повсеместны проявления солифлюкции, пучения грунтов и термокарста. С морозным выветриванием связаны грубые щебнистые россыпи на обширных территориях. Бо́льшая часть материковой отмели (глубиной до 200 м) Северного Ледовитого ок. занята окраинными морями (Баренцевым, Карским, Лаптевых, Восточно-Сибирским, Чукотским, Бофорта, Баффина), островами материкового происхождения и архипелагами (Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Сев. Земля, Новосибирские о-ва, Канадский Арктический архипелаг). Центр. глубоководная часть Северного Ледовитого ок. – Арктический бассейн, там находятся глубоководные котловины (в т. ч. самая глубокая – до 5449 м, Нансена котловина), подводные хребты (Ломоносова, Гаккеля и Альфа) и поднятия (Менделеева).

Геологическое строение и полезные ископаемые

В пределы арктической суши входят области древних платформ (Восточно-Европейской, Сибирской, Северо-Американской) и разделяющих их подвижных поясов (Урало-Охотского, Тихоокеанского, Северо-Атлантического). Некоторыми исследователями на территории А. также выделяется Арктический подвижный пояс. Фундамент древних платформ, выходящий на поверхность в пределах кристаллич. щитов (Балтийского, Канадского), сложен раннедокембрийскими интенсивно деформированными, глубоко метаморфизованными и гранитизированными породами; перекрыт чехлом осадков позднего протерозоя – фанерозоя. Подвижные пояса включают разновозрастные складчатые системы. Структуры поясов частично перекрыты фанерозойским осадочным чехлом молодых платформ (Баренцево-Печорской, Западно-Сибирской). К древнеплатформенным областям относятся сев. части Восточно-Европейской, Сибирской и Северо-Американской платформ. Более молодыми платформами с позднедокембрийским и палеозойским фундаментом являются Гиперборейская (Арктида), Баренцево-Печорская и Западно-Сибирская. Среди древних складчатых сооружений выделяются: байкалиды Тиманского кряжа, п-ова Рыбачий и Канин; каледониды Скандинавии, вост. и сев. Гренландии, Зап. Шпицбергена; герциниды Канадского Арктического архипелага (Иннуитская складчатая система). К более молодым складчатым сооружениям относятся Пайхойско-Новоземельская, Таймырская, Новосибирско-Чукотская и Северо-Аляскинская системы мезозойского возраста. Структурные элементы суши продолжаются на дне шельфовых морей, принадлежащих пассивной окраине Северного Ледовитого ок., и за пределами шельфа в подводных хребтах Ломоносова и Альфа, в поднятии Менделеева. Из Атлантического ок. в пределы А. тянется срединно-океанический хребет Гаккеля, в осевой части которого происходит спрединг (раздвиг) дна и формирование молодой океанич. коры со скоростью, не превышающей 2 см в год.

Арктич. сегмент Земли представляет собой осадочный супербассейн, содержащий колоссальные запасы нефти и горючего газа, оцениваемые в диапазоне от 100 до 150 млрд. т условного топлива, в т. ч. на арктич. шельфе России ок. 90 млрд. т. Начата разработка месторождений крупной нефтегазоносной провинции на западно-арктич. шельфе. В декабре 2013 на Приразломном месторождении в Печорском море была добыта первая нефть на российском арктич. шельфе.

Климат

В арктическом поясе господствует арктический климат. Осн. особенности климата – низкие годовые темп-ры, что обусловлено значит. расходами тепла на таяние льда и снега и интенсивным выхолаживанием зимой. Из-за длительности полярного дня и ночи солнечная радиация поступает крайне неравномерно. Радиационный баланс на юге А. положительный (420–630 МДж/м2 в год, или 10–15 ккал/см2 в год), но в 2–3 раза меньше, чем в умеренных широтах; в Арктическом бассейне отрицательный (потеря тепла 85–125 МДж/м2 в год, или 2–3 ккал/см2 в год), что компенсируется притоком тёплых воздушных и водных масс. Зимой интенсивна циклонич. деятельность. С сев. циклонами, приходящими с Атлантического и реже с Тихого океанов, связаны наиболее высокие темп-ры воздуха, облачность и большое количество осадков, резкие смены погоды и частые сильные (ураганные) ветры. Антициклонич. циркуляция развивается зимой гл. обр. над Сибирским, Канадским и Гренландским районами А., где господствует Арктический антициклон, приносящий наиболее низкие темп-ры воздуха, небольшую облачность, незначит. количество осадков и слабые или умеренные ветры. Летний характер атмосферной циркуляции противоположен зимнему, однако её воздействие невелико (по сравнению с зимой). Климат почти всего приатлантич. р-на А. находится под влиянием тёплого Северо-Атлантического течения и атлантических циклонов. Течения Тихого ок. значительно слабее из-за меньшего их притока через узкий и мелководный Берингов пролив.

Средние зимние темп-ры воздуха почти одинаковы на севере и на юге, но сильно меняются с запада на восток: от –3 °C на юге приатлантич. р-на до –16 °C в притихоокеанском р-не; –40 °C отмечаются на северо-востоке Якутии и –50 °C – в центр. части Гренландии (на Гренландском ледниковом щите до –70 °C). Абсолютная влажность низкая, а относительная влажность высокая (80–90%). У побережья Евразии преобладают неустойчивые и сильные юж. и юго-зап. ветры; часты метели. В горах обычен ветер бора (скорость до 40 м/с). Средние летние темп-ры воздуха поднимаются от 0 °C в центр. части А. и в Арктическом бассейне до 2–3 °C вблизи побережья и 6–13 °C в юж. части континентальных р-нов. В центр. части Гренландии июльские темп-ры не выше –10…–12 °C. Заморозки возможны в течение всего лета: в юж. районах до –4 °C, а в Арктическом бассейне до –7 °C. В континентальных р-нах в отд. дни темп-ра поднимается до 25–30 °C. В приатлантич. и притихоокеанских р-нах выпадает до 700 мм осадков в год, а в континентальных р-нах – 100–250 мм. Нередки туманы и облачность. На побережье идут моросящие дожди, иногда с мокрым снегом. Из-за низких температур и низкой испаряемости создаётся избыточное увлажнение, особенно на низменностях, где влага застаивается из-за многолетней мерзлоты. Климат А. в 20 в. существенно изменялся. С 1920-х гг. темп-ра воздуха начала повышаться и в 1930–40-х гг. в зимние месяцы повысилась на 5–7 °C; вследствие этого общая ледовитость морей уменьшилась, льды стали тоньше. Усилилось тёплое Северо-Атлантическое течение, повысилась темп-ра и солёность морей. В 1950–70-е гг. наблюдалось некоторое похолодание, но c начала 1990-х гг. темп-ра вновь начала повышаться, прежде всего в результате глобального потепления климата. Современное потепление проявляется во всех компонентах природной среды Арктики (криосфера, гидросфера, экосистемы).

Морские воды и льды

На море постоянны припайные и дрейфующие льды (ок. 14–16 млн. км2 зимой и 4–8 млн. км2 летом). Толщина однолетних льдов до 1,5 м, многолетних – до 3–4 м. Темп-ра воды б. ч. арктич. морей в течение года колеблется от –1,5 °C до 1,8 °C. В области дрейфующих льдов круглый год темп-ра поверхностного слоя воды (толщиной 100–200 м) ок. –2 °C. Солёность поверхностного слоя воды меняется от 28% до 35%. Встречаются айсберги (ежегодно их откалывается до 18 тыс.) и ледяные острова – оторвавшиеся участки шельфовых ледников (гл. обр. в районе о. Элсмир). Вблизи побережья характерны торосы (выс. до 15 м). Севшие на мель высокие торосы и айсберги называются стамухами. Ледяной покров существенно затрудняет судоходство; навигация возможна (как правило, в сопровождении ледоколов) лишь в течение лета. Площадь дрейфующих льдов в конце летнего сезона (сентябрь) в последние десятилетия сокращается (в 2012 – 3,6 млн. км2) вследствие потепления.

Ледники и мерзлота

Общая площадь оледенения арктической суши ок. 2125 тыс. км2, в рос. Арктике 56 тыс. км2. Ледники покрывают от 30–40% (Новая Земля и Сев. Земля) до 83–90% (Гренландия, Шпицберген и Земля Франца-Иосифа) территории островов. Толщина ледников не превышает 700–1000 м, лишь в Гренландии достигает 3400 м. Гл. районы оледенения: Гренландия (1800 тыс. км2), Канадский Арктический архипелаг (154 тыс. км2), Шпицберген (35,1 тыс. км2) и др. На островах преобладают ледниковые купола и выводные ледники, в горах – каровые и долинные. На островах Новая Земля и Шпицберген характерно полупокровное (сетчатое) оледенение. На островах Элсмир, Земля Франца-Иосифа и Сев. Земля нередки небольшие шельфовые ледники.

В А. широко распространены многолетнемёрзлые породы, достигающие на северо-востоке Якутии наибольшей (до 500 м) мощности при постоянной темп-ре –10 °C и сравнительно тонком (ок. 70 см) слое сезонного протаивания. На морском шельфе также встречаются многолетнемёрзлые толщи мощностью до 50 м. В притихоокеанских и приатлантич. секторах многолетняя мерзлота местами островного характера. При оттаивании многолетнемёрзлых пород увеличивается выделение парниковых газов (метан). В ряде случаев оно имеет опасный «взрывной» характер, образуя воронки газовых выбросов (п-ов Ямал, 2013).

Внутренние воды

Низкая испаряемость предопределяет очень густую речную сеть при небольшой (10–200 км) длине местных рек. Только транзитные реки превышают длину 1000 км, относясь к А. лишь своими низовьями: Печора, Обь, Енисей, Пясина, Хатанга, Анабар, Лена, Индигирка, Колыма, Колвилл, Макензи и др. В низовьях эти реки протекают в широких долинах, образуя в устьях широкие заливы – губы. В речных долинах мерзлота отсутствует. Огромный сток пресных вод в арктич. моря существенно сказывается на их гидрологич. и ледовом режиме. Реки замерзают на 9–10 мес в году, некоторые промерзают до дна. На материке они вскрываются в мае – июне, замерзают в октябре; на островах соответственно в середине июля и в начале сентября. Обычна зимняя межень. На материковой суше, особенно на низменностях, много неглубоких и небольших термокарстовых озёр, б. ч. года покрытых льдом. Среди наиболее крупных – Большое Медвежье озеро (30,2 тыс. км2), Большое Невольничье озеро (28,6 тыс. км2) и Таймыр (4,5 тыс. км2).

Почвы

На островах Северного Ледовитого ок. развиты преимущественно маломощные слабокислые и слабогумусированные (0,5–1,5% гумуса) арктич. почвы с укороченным профилем и невыраженными генетич. горизонтами, отличающиеся мозаичным характером распространения. На материковой части А. и некоторых юж. островах Северного Ледовитого ок. преобладают кислые тундровые почвы (до 10% гумуса) с тонким торфянистым слоем и наличием мерзлотных явлений. Встречаются также гумусированные оподзоленные и глеевые дерновые почвы (4–5% гумуса).

Растительность и животный мир

Тюлени. Фото И. И. Константинова

В растительном покрове арктических пустынь преобладают накипные лишайники, мхи, водоросли; встречаются полярный мак, крупки, камнеломки, лисохвост альпийский и др. На юге зоны появляются карликовые формы ивы и дриада. В сев. и средней подзонах тундры – разреженная мохово-лишайниковая (на северо-востоке Сибири – осоково-пушициевые и кочкарные тундры) растительность и болота, в юж. подзоне – кустарниковая растительность из карликовой берёзы, полярной ивы, низкорослых кустарничков и др. В А. обитают песец, лемминг, белый медведь, моржи, тюлени; многочисленны стада северного оленя, гл. корм которого – ягель. Летом на островах – птичьи базары (подробнее см. в статьях Голарктика и Голарктическое флористическое царство). В растительном и животном мире отмечаются изменения, обусловленные современным потеплением Арктики.

Охраняемые территории

Птичьи базары на архипелаге Шпицберген. Фото В. С. Иванова

Для охраны природных ландшафтов А. созданы заповедники и нац. парки: в России (заповедники Большой Арктический, Остров Врангеля, Кандалакшский, Усть-Ленский, Гыданский и биосферный Таймырский, национальный парк «Русская Арктика»), Дании (Гренландский нац. парк и др.), Норвегии (нац. парк Северо-Западный Шпицберген и др.), Канаде (нац. парк Ауюиттук на о. Баффинова Земля, резерваты на о. Байлот, Аулавик на о. Банкс и др.), США (на п-ове Аляска нац. парки Катмай, «Ворота Арктики», Берингия и пр.) и др. странах.

Арктический туризм

Фото В. С. Иванова Северный олень в арктической тундре.

Начало туризма в А. заложило в 1875 «Товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства», проводившее еженедельные рейсы по Белому и Баренцеву морям. Самые популярные линии: Онежская, Кемская, Кандалакшская, Мотовская, Мурманская.

С 1977 развитию арктич. туризма активно содействуют атомные ледоколы. Первый среди надводных судов рейс к Северному полюсу совершил ледокол «Арктика» (9–22.8.1977). Через 13 лет в первый туристич. рейс (с иностранными пассажирами) вышел ледокол «Россия», достигший Северного полюса 8.8.1990. В туризме активно задействованы также ледоколы «Ямал» и «Советский Союз», совершившие соответственно свыше 40 и ок. 30 рейсов (ок. 100 пассажиров за 1 рейс). Осн. направлениями деятельности туристич. фирм, занимающихся арктич. туризмом, являются организация и обеспечение полярных туристич. путешествий и экскурсий, в т. ч. экстремальных (на парашютах, лыжах, вездеходах) и комфортабельных (на ледоколах, вертолётах, самолётах). Развиваются спортивная охота, рыболовство, лыжные и санные маршруты, гонки на оленьих упряжках, дайвинг, полёты на воздушных шарах и др. Наиболее популярен регулярный туристич. маршрут: Москва – Шпицберген – Северный полюс – Шпицберген – Москва.

Население

Из-за суровых природных условий А. заселена слабо. Среди коренных народов – эскимосы, саамы, ненцы, чукчи и др. Они занимаются в осн. оленеводством и морским промыслом. Пришлое население задействовано гл. обр. в горнодобывающей пром-сти и обслуживании транспортных путей. Плотность населения в рос. А. составляет 0,1–0,2 чел. на 1 км2, а в зарубежной А. – 0,03 чел. на 1 км2. Гл. города, порты, горные и пром. центры рос. А.: Мурманск, Норильск, Воркута, Нарьян-Мар, Салехард,  Диксон, Дудинка, Игарка,  Тикси, Певек и др.; за рубежом – Барроу (Аляска, США), Инувик и Резольют (Канада), Туле, Эгедесминне, Сёндре-Стрёмфьорд и Местерс-Виг (Гренландия, Дания).

История исследования

В кон. 9 в. норманны открыли о. Гренландия. В кон. 11  нач. 12 вв. русские, занимаясь морским промыслом, посещали острова Колгуев, Вайгач и Новую Землю, в 16 в. их становища имелись уже, по-видимому, и на Шпицбергене. В кон. 16 – нач. 17 вв. западноевроп. мореплаватели пытались пройти Северо-Западным проходом и Северо-Восточным проходом вдоль Евразии и Америки, но дальше архипелага Новая Земля на востоке и вост. оконечности Канадского Арктического архипелага на западе пройти не могли. В самом кон. 16 в. голл. мореплаватель В. Баренц достиг берегов архипелага Шпицберген. В 17 в. рус. поморы плавали вдоль сев. побережья Сибири, обогнули п-ов Таймыр. В 1648 рус. землепроходец С. Дежнёв открыл пролив между Азией и Америкой. В 18 в. рус. Великая Северная экспедиция (Х. П. и Д. Я. Лаптевы, С. Г. Малыгин, С. И. Челюскин и др.) обследовала и нанесла на карту почти всё сев. побережье Азии. По инициативе рус. учёного М. В. Ломоносова была снаряжена в Центр. Арктику экспедиция В. Я. Чичагова. В 19 – нач. 20 вв. важные открытия и исследования сделали экспедиции: рус. М. Геденштрома, Ф. П. Литке, П. Ф. Анжу, Ф. П. Врангеля, П. К. Пахтусова, Э. В. Толля, В. А. Русанова, Г. Я. Седова и др.; австр. Ю. Пайера и К. Вайпрехта; амер. Дж. Де-Лонга; норв. Ф. Нансена; англ. Джона Росса, Джеймса Росса, У. Парри и др. Канадский Арктический архипелаг исследовали норвежец О. Свердруп и канадец В. Стефансон. В районе Сев. полюса первыми побывали два конкурировавших амер. путешественника: 21.4.1908 Ф. Кук и 6.4.1909 Р. Пири. Северо-Восточным проходом с запада на восток прошли в 1878–79 швед Н. А. Э. Норденшельд на «Веге» и в 1914–15 с востока на запад рус. экспедиция Б. А. Вилькицкого на «Таймыре» и «Вайгаче». В 1913 эта экспедиция, проводя исследования в морях Северного Ледовитого ок., открыла архипелаг Сев. Земля. Сев.-Зап. проход впервые был пройден в 1903–06 норвежцем Р. Амундсеном на «Йоа», а в 1918–20 на судне «Мод» он обогнул с севера Евразию. Все плавания проходили с зимовками. В 1930-х гг. вследствие потепления климата в А. и облегчения условий мореплавания были проведены обширные экспедиции: на «Георгие Седове» (1930), «Таймыре», «Русанове» (обе 1932) и «Садко» (1935) – открыто множество островов, мысов, заливов и проливов в приатлантич. части А. В 1930–32 сов. исследователи Г. А. Ушаков и Н. Н. Урванцев впервые нанесли на карту архипелаг Сев. Земля. Экспедиция на «Сибирякове» (под рук. О. Ю. Шмидта) в 1932 прошла Северный морской путь за одну навигацию, начав его освоение. В 1937 в районе Сев. полюса была организована первая сов. дрейфующая станция «Северный полюс» («СП» (под рук. И. Д. Папанина). В 1937–91 в Арктическом бассейне была задействована 31 сов. дрейфующая станция «СП». В 2003–13 полярные исследования возобновились, но в условиях глобального потепления климата были прекращены. В апреле – августе 2015 работала сезонная дрейфующая станция «СП-2015».

После 2-й мировой войны США и Канада активизировали океанографич. исследования в Чукотском м. и м. Бофорта, совершён ряд плаваний вдоль берегов Канады, Гренландии, о. Ян-Майен, о. Элсмир. В 1944 канадец Г. Ларсен на шхуне «Сент-Рок» впервые прошёл в одну навигацию Северо-Западным проходом. В период Междунар. геофизич. года (1957–58) и в дальнейшем в А. работали многочисл. междунар. научные станции и экспедиции из СССР, США, Канады, Норвегии, Швеции и др. стран. В 1990-х гг. к арктич. исследованиям присоединились неарктич. страны – Великобритания, Германия, Япония, Китай и др. Исследования координируются Междунар. арктическим научным к-том (МАНК/IASC). С 2012 в А. ведут работу 5 рос. научных станций.

Правовое положение

В арктич. регионе расположены территории 8 государств – России, США, Канады, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии и Исландии. Первые пять из них являются приарктическими, поскольку их территории непосредственно примыкают к А. Приарктич. страны в силу своего географич. положения и историч. причин традиционно исходят из наличия у них особых, преимущественных прав при использовании арктич. пространств. Такой подход нашёл отражение в т. н. секторальной теории, согласно которой каждое приарктич. государство обладает особыми правами в своём полярном секторе – треугольнике, основанием которого является побережье соответствующего государства, а сторонами – линии, проходящие по меридианам к Сев. полюсу. Восьмёрка арктических государств образовала в 1996 Арктический совет – межправительственный форум циркумполярных государств, который решает приоритетные задачи в сфере охраны окружающей среды и устойчивого развития региона.

Современный правовой режим морских районов А., в т. ч. постоянно покрытых льдами, регулируется нормами междунар. морского права, касающимися морских пространств (внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономич. зона, континентальный шельф, открытое море).

В 1982 принята Конвенция ООН по морскому праву, согласно которой территориальная юрисдикция государства распространяется лишь на шельф, тогда как внешельфовая зона объявляется международной. Россия присоединилась к этому соглашению в 1997. Согласно конвенции территориальным морем могут быть объявлены прибрежные воды на расстоянии не более 12 миль от базовых линий, а исключительной экономической зоной – 200-мильная зона от базовых линий (плюс 150 миль для континентального шельфа, если удастся доказать что морское дно является продолжением берега).

Наиболее важными транспортными трассами в А. являются Северный морской путь (Россия, Норвегия) и Северо-Западный проход (США, Канада). Северный морской путь – альтернативный и кратчайший водный путь между Сев. Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Согласно Федеральному закону «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» (1998) и Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути» (2012), плавание по акватории Северного морского пути – исторически сложившейся национальной единой транспортной коммуникации России в Арктике, в т. ч. в проливах Вилькицкого, Шокальского, Дмитрия Лаптева, Санникова, — осуществляется в соответствии с федеральными законами РФ, междунар. договорами РФ и правилами плавания по трассам Северного морского пути, утверждаемыми Правительством РФ и публикуемыми в «Извещениях мореплавателям».

В силу особой уязвимости природы А. широкомасштабная деятельность в этом регионе может привести к пагубным для неё последствиям. Заинтересованность приарктич. стран в защите окружающей среды привела к закреплению в Конвенции ООН по морскому праву (1982) положения о праве прибрежных государств принимать законы и правила по предотвращению загрязнения морской среды и обеспечивать их соблюдение.

Важным шагом в развитии международно-правового режима А. явилась разработка т. н. Полярного кодекса (1998) – Междунар. кодекса безопасности судов, осуществляющих плавание в полярных водах.

Лит.: Атлас Арктики. М., 1985; Корякин В. С. Ледники Арктики. М., 1988; Климатический режим Арктики на рубеже XX и XXI вв. М., 1991; Арктика на пороге третьего тысячелетия (ресурсный потенциал и проблемы экологии). М., 2000; Российская Арктика: геологическая история, минералогия, геоэкология. СПб., 2002; Арктика: Интересы России и международные условия их реализации. М., 2002.

  • А́РКТИКА северная полярная область Земли (2005)
Вернуться к началу