Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЛО́ТНОСТЬ НАСЕЛЕ́НИЯ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 449

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПЛО́ТНОСТЬ НАСЕЛЕ́НИЯ, сте­пень на­се­лён­но­сти кон­крет­ной тер­ри­то­рии, чис­лен­ность по­сто­ян­но­го на­се­ле­ния, при­хо­дя­щая­ся на еди­ни­цу пло­ща­ди (как пра­ви­ло, на 1 км2). $П. н.=P/Q$, где $P$ – чис­лен­ность по­сто­ян­но­го на­се­ле­ния тер­ри­то­рии; $Q$ – пло­щадь тер­ри­то­рии без учё­та круп­ных внутр. вод­ных бас­сей­нов. Сред­няя П. н. ми­ро­вой оби­тае­мой су­ши (за ис­клю­че­ни­ем Ан­тарк­ти­ды, где нет по­сто­ян­но­го на­се­ле­ния) св. 53 чел./км2 (2014). В наи­бо­лее гус­то­на­се­лён­ных рай­онах ми­ра, за­ни­маю­щих ок. 7% пло­ща­ди оби­тае­мой су­ши, со­сре­до­то­че­но поч­ти 70% нас. Зем­ли. Очень плот­но (от 500 до 2000 чел./км2) за­се­ле­ны пло­до­род­ные низ­мен­но­сти в тро­пич. и суб­тро­пич. ши­ро­тах (до­ли­на и дель­та Ни­ла в Егип­те, о. Ява в Ин­до­не­зии, Ве­ли­кая Ки­тай­ская рав­ни­на в Ки­тае, Ин­до-Ганг­ская рав­ни­на в Ин­дии, Банг­ла­деш и Па­ки­ста­не, и др.). Сре­ди отд. го­су­дарств са­мая вы­со­кая П. н. (св. 1000 чел./км2) в Мо­на­ко, Син­га­пу­ре, Бах­рей­не, на Маль­те, в Ва­ти­ка­не, Банг­ла­деш, Маль­див­ской Рес­пуб­ли­ке. Наи­ме­нее плот­но (от 0,01 до 1 чел./км2) за­се­ле­ны арк­ти­че­ские (край­ние сев. час­ти ма­те­ри­ков Ев­ра­зия и Сев. Аме­ри­ка, о. Грен­лан­дия и др.), пус­тын­ные (Са­ха­ра в Аф­ри­ке, центр. часть ма­те­ри­ка Ав­ст­ра­лия и др.) и вы­со­ко­гор­ные (Ти­бет­ское на­го­рье в Ки­тае и др.) ре­гио­ны ми­ра. Сре­ди го­су­дарств ми­ни­маль­ная П. н. (ме­нее 3 чел./км2) в Мон­го­лии, Ав­ст­ра­лии и На­ми­бии.

В Рос­сии сред­няя П. н. 8,4 чел./км2 (2014). Сре­ди субъ­ек­тов РФ наи­боль­шая П. н. (в каж­дом св. 1000 чел./км2) ха­рак­тер­на для го­ро­дов фе­де­раль­но­го зна­че­ния Мо­ск­вы, С.-Пе­тер­бур­га и Се­ва­сто­по­ля, Рес­пуб­ли­ки Ин­гу­ше­тия, Мо­с­ков­ской обл., Рес­пуб­ли­ки Сев. Осе­тия-Ала­ния, Че­чен­ской Рес­пуб­ли­ки, Ка­бар­ди­но-Бал­кар­ской Рес­пуб­ли­ки и Рес­пуб­ли­ки Крым (св. 75 чел./км2); наи­мень­шая (ме­нее 1 чел./км2) – для Чу­кот­ско­го ав­то­ном­но­го окр., Не­нец­ко­го ав­то­ном­но­го окр., Рес­пуб­ли­ки Са­ха (Яку­тия), Ма­га­дан­ской обл., Кам­чат­ско­го края и Яма­ло-Не­нец­ко­го ав­то­ном­но­го окр.

На­ря­ду с при­ве­дён­ным вы­ше по­ка­за­те­лем т. н. фи­зи­че­ской П. н., ис­поль­зу­ют­ся и дру­гие, ко­гда учи­ты­ва­ет­ся толь­ко часть чис­лен­но­сти или пло­ща­ди: напр., плот­ность го­род­ско­го и сель­ско­го на­се­ле­ния в от­дель­но­сти, П. н. го­ро­дов, П. н. на еди­ни­цу с.-х. или па­хот­ных уго­дий и т. п.

По­ка­за­тель со­ци­аль­ной П. н. учи­ты­ва­ет не­рав­но­мер­ность раз­ме­ще­ния на­се­ле­ния в пре­де­лах рас­смат­ри­вае­мой тер­ри­то­рии, рас­счи­ты­ва­ет­ся как сред­нее взве­шен­ное (по чис­лен­но­сти на­се­ле­ния отд. час­тей тер­ри­то­рии) П. н. этих час­тей тер­ри­то­рии: $$j=\frac{1}{N}\sum_i c_i n_i,$$ где $j$ – со­ци­аль­ная П. н., $N=\sum n_i$ – чис­лен­ность на­се­ле­ния изу­чае­мой тер­ри­то­рии, $n_i$ – чис­лен­ность на­се­ле­ния $i$-той час­ти тер­ри­то­рии, $c_i$ – фи­зи­че­ская П. н. $i$-той час­ти тер­ри­то­рии. Та­ким об­ра­зом, по­ка­за­тель со­ци­аль­ной П. н. ана­ло­ги­чен ср. зна­че­нию фи­зич. П. н. в мес­тах кон­цен­тра­ции осн. час­ти на­се­ле­ния оп­ре­де­лён­ной тер­ри­то­рии. Чем бо­лее не­рав­но­мер­но раз­ме­ще­но на­се­ле­ние, тем боль­ше раз­ли­чие ме­ж­ду по­ка­за­те­ля­ми фи­зи­че­ской и со­ци­аль­ной плот­но­сти на­се­ле­ния.

П. н. с учё­том уров­ня эко­но­мич. ос­во­ен­но­сти тер­ри­то­рии на­зы­ва­ет­ся эко­но­мич. П. н. По пред­ло­же­нию Ю. Г. Са­уш­ки­на она рас­счи­ты­ва­ет­ся как про­из­ве­де­ние зна­че­ний фи­зич. П. н. и не­ко­то­рых по­ка­за­те­лей, ха­рак­те­ри­зую­щих сте­пень эко­но­мич. раз­ви­тия дан­ной тер­ри­то­рии: ве­ли­чи­ны гру­зо­обо­ро­та транс­пор­та (в т·км) или про­тя­жён­но­сти транс­порт­ной се­ти (в км) в рас­чё­те на 1 км2 тер­ри­то­рии, об­ще­го по­треб­ле­ния энер­гии (в т ус­лов­но­го то­п­ли­ва) на ду­шу на­се­ле­ния и др. Раз­ность ме­ж­ду зна­че­ния­ми эко­но­мич. и фи­зич. П. н. от­ра­жа­ет уро­вень эко­но­мич. ос­во­ен­но­сти тер­ри­то­рии. Так, стра­на со срав­ни­тель­но не­боль­шой фи­зич. П. н., но гус­той транс­порт­ной се­тью об­ла­да­ет боль­шей эко­но­мич. П. н., чем стра­на со зна­чи­тель­ной фи­зич. П. н., но с не­раз­ви­ты­ми сред­ст­ва­ми со­об­ще­ния.

Лит.: Ве­нец­кий И. Г. Ста­ти­сти­че­ские ме­то­ды в де­мо­гра­фии. М., 1977; Ко­ва­лев С. А., Ко­валь­ская Н. Я. Гео­гра­фия на­се­ле­ния СССР. М., 1980; Хо­рев Б. С., Сми­до­вич С. Г. Рас­се­ле­ние на­се­ле­ния: (Ос­нов­ные по­ня­тия и ме­то­до­ло­гия). М., 1981.

Вернуться к началу