Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОБЛЕДЕНЕ́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 481

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Котляков

ОБЛЕДЕНЕ́НИЕ, об­ра­зо­ва­ние кор­ки плот­но­го льда на по­верх­но­сти зем­ли, по­кры­ти­ях до­рог, аэ­ро­дро­мов; на су­дах, са­мо­лё­тах и на­зем­ных пред­ме­тах – про­во­дах, стол­бах, фер­мах, де­ревь­ях и др. Раз­лича­ют го­ло­лёд, го­ло­ле­ди­цу, зер­ни­стую из­мо­розь, кри­стал­лич. из­мо­розь, за­мёрз­шее от­ло­же­ние мок­ро­го сне­га. Воз­ни­ка­ет при от­ри­ца­тель­ных тем­пе­ра­ту­рах воз­ду­ха, силь­ных вет­рах, в ту­ма­не и об­ла­ках. Весь­ма опас­но О. су­дов, на­хо­дя­щих­ся в мо­ре, ко­гда на­рас­таю­щий на па­лу­бе, бор­тах, су­до­вых над­строй­ках, мач­тах и вин­тах лёд рез­ко сни­жа­ет ско­рость дви­же­ния и ус­той­чи­вость суд­на. О. са­мо­лё­тов при­во­дит к рез­ко­му уве­ли­че­нию по­лёт­ной мас­сы, по­те­ре подъ­ём­ной си­лы и ско­ро­сти. Оно про­ис­хо­дит гл. обр. при по­лё­те в пе­ре­ох­ла­ж­дён­ных об­ла­ках или в зо­не пе­ре­ох­ла­ж­дён­но­го до­ж­дя, пре­им. при тем­пе­ра­ту­рах от 0 до –10 °C. Су­ще­ст­ву­ет неск. спо­со­бов борь­бы с О.: ме­ха­ни­чес­кие – окол­ка, виб­ра­ция и др.; фи­зи­че­ские – при­ме­не­ние те­п­ло­вых, ульт­ра­зву­ко­вых, элек­три­че­ских и маг­нит­ных уст­ройств; фи­зи­ко-хи­ми­че­ские – ис­поль­зо­ва­ние со­лей или жид­ко­стей, рас­тво­ряю­щих лёд и по­ни­жаю­щих тем­пе­ра­ту­ру за­мер­за­ния во­ды. Наи­бо­лее эф­фек­тив­но при­ме­не­ние спец. по­кры­тий, умень­шаю­щих ад­ге­зию льда. О. при­чи­ня­ет боль­шой вред хо­зяйств. дея­тель­но­сти, опа­сно для при­ро­ды; напр., вы­па­де­ние ле­дя­но­го до­ж­дя и по­сле­дую­щее О. в кон. 2010 в Мо­ск­ве и Моск. обл. по­вре­ди­ло лес­ные мас­си­вы, ли­нии элек­тро­пе­ре­да­чи, ос­та­вив без элек­три­че­ст­ва мно­го­числ. на­се­лён­ные пунк­ты в Моск. обл., при­ос­та­но­ви­ло ра­бо­ту аэ­ро­пор­тов, на­не­ся боль­шой ма­те­ри­аль­ный ущерб.

Вернуться к началу