НУЭ́ВО-ЛАРЕ́ДО
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НУЭ́ВО-ЛАРЕ́ДО (Nuevo Laredo), город на северо-востоке Мексики, штат Тамаулипас. Нас. 395 тыс. чел. (2013). Расположен на правом берегу р. Рио-Браво-дель-Норте, на границе с США. Вместе с г. Ларедо (США; на левом берегу р. Рио-Браво-дель-Норте; амер. назв. реки – Рио-Гранде) образует трансграничную гор. агломерацию Н.-Л. – Ларедо с нас. св. 860 тыс. чел. Связан с г. Ларедо двумя автомобильными и одним ж.-д. мостами (к северо-западу от Н.-Л., в пределах агломерации, – ещё 2 автомобильных моста: в населённых пунктах Эхидо-Ла-Крус и Коломбия). Автодорогами связан с г. Монтеррей (далее с важнейшими городами центр. и юж. части страны, в т. ч. с Мехико, Гвадалахарой), а также с расположенными вдоль границы с США городами Рейноса, Матаморос и Пьедрас-Неграс. Междунар. аэропорт Кецалькоатль. Город образован в 1848 в результате фактич. раздела г. Ларедо по окончании американо-мексиканской войны 1846–48.
Н.-Л. сохранил регулярную планировку 19 в. с прямоугольной сеткой улиц. Среди памятников гражд. архитектуры – здания Паласио-Федераль (1938–40), таможни (1887, перестроено в 1915–18), ж.-д. вокзала (кон. 19 – нач. 20 вв.), банка Longoria (1929–32). Также в Н.-Л. находятся ц. Санто-Ниньо (1888) и собор Св. Духа в русле неомодернизма (1989). В 20 в. установлены монументы: гор. часы в стиле неоклассицизма (1926), памятники Б. Хуаресу (1956, скульптор Х. Олагибель), основателям Н.-Л. (1958, скульптор Ф. Суньига) и др. Археологич. парк «Морелос».
Среди вузов: Технологич. ин-т Н.-Л. (1964), Технологич. ун-т Н.-Л. (2002), Центр высшего образования «Royal» (2003), Высшая нормальная школа (2005); филиалы: автономного Ун-та штата Тамаулипас, Ун-та «TecMilenio», Ун-та Севера штата Тамаулипас, Нац. педагогич. ун-та и др. Культурный центр (2004), в его составе – Музей естеств. истории (2007), Музей Х. Р. Меса (2008). Региональный лит. центр Г. Гарсии Маркеса (2008, в здании старого ж.-д. вокзала). Историч. архив.
Н.-Л. – важный экономич. центр в приграничной с США полосе. Главный мекс. «внешнеторговый коридор» – крупнейший центр сухопутных грузоперевозок между Мексикой и США: через Н.-Л. проходит св. 30% мекс. грузов (по стоимости), предназначенных для США и Канады, и ок. 1/2 амер. грузов для Мексики. Б. ч. работающих занята в сфере перевозок (в осн. контейнерные, осуществляются гл. обр. автотранспортом) и оформления (в т. ч. таможенного) грузов, оказании логистических (действует ряд крупных логистич. центров) и консалтинговых услуг, торговле (оптовой и розничной).
Б. ч. пром. предприятий, как и в других мекс. городах в приграничной с США полосе, входит в сектор ориентированных на экспорт производств, т. н. макиладорас (частично или полностью принадлежат иностранным, гл. обр. амер., компаниям). Ведущие отрасли – машиностроение и металлообработка. Осн. продукция – разл. детали и узлы для автомобилестроения, электротехнич. изделия (включая бытовую технику). Среди производителей автокомплектующих выделяется предприятие «Caterpillar Inc.» (детали для дизельных и инжекторных двигателей, сборка двигателей). Произ-во электропроводов и кабелей для авиац. двигателей (предприятие компании «Chromalloy Dallas México»), кондиционеров, водонагревателей и паровых котлов, в т. ч. пром. назначения, датчиков, в т. ч. температурных, для электробытовых приборов. Выпуск разл. мед. инструментов и оборудования (заводы компаний «Teleflex Medical México», «Productos Medline» и др.), разл. видов тары и упаковки (в т. ч. спец. контейнерная упаковка для оптовых грузов, включая химические; гофрокартон и др.), прохладительных напитков (заводы компаний «Novamex», «Coca-Cola», «PepsiCo»). Предприятие компании «BioTec de México» (биотехнологич. продукция, в т. ч. для охраны окружающей среды: очистки сточных вод, разл. поверхностей). Большинство пром. предприятий сконцентрировано в пределах 7 индустриальных парков (крупнейшие – FINSA, «Oradel»).