Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НИИГА́ТА

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 696

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Хропов

НИИГА́ТА, го­род в Япо­нии, адм. центр пре­фек­ту­ры Нии­га­та. Нас. 811,6 тыс. чел. (2012). Рас­по­ло­жен на се­ве­ро-за­пад­ном по­бе­ре­жье о. Хон­сю, на рав­ни­не Эти­го, при впа­де­нии рек Си­на­но и Ага­но в Япон­ское мо­ре. Важ­ный транс­порт­ный узел. Ко­неч­ный пункт ли­нии «Дзё­э­цу» (То­кио – Нии­га­та) вы­со­ко­ско­ро­ст­ной ж. д. «Син­кан­сен» и ско­ро­ст­ных ав­то­ма­ги­ст­ра­лей «Хо­ку­ри­ку» (Май­ба­ра – Нии­га­та), «Банъэ­цу» (Ива­ки – Нии­га­та) и строя­щей­ся (2013) «Ни­хон­кай-То­хо­ку» (Нии­га­та – Аки­та). Круп­ный мор. порт; па­ром­ное со­об­ще­ние с япон. го­ро­да­ми Цу­ру­га и Аки­та (зап. по­бе­ре­жье о. Хон­сю), Ота­ру и То­ма­ко­май (о. Хок­кай­до), Са­до (на од­но­им. ост­ро­ве), так­же с пор­том Вон­сан (КНДР). Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт (в 10 км к се­ве­ро-во­сто­ку от це­нт­ра го­ро­да).

Ниигата. Панорама города.

Тер­ри­то­рия совр. го­ро­да бы­ла за­се­ле­на пле­ме­на­ми эд­зо в 7 в.; «Ни­хон сё­ки» да­ти­ру­ет этим же вре­ме­нем ос­но­ва­ние пер­вой кре­по­сти. С 16 в. раз­ви­вал­ся как тор­го­вый порт Нии­га­та в устье р. Си­на­но. С 1858 один из пя­ти пор­тов Япо­нии, от­кры­тых для внеш­ней тор­гов­ли (на­ча­лась с 1869). Ста­тус го­ро­да с 1889. В 1914 в со­став Н. вклю­чён пос. Нут­тари – порт в устье р. Ага­но. В пе­ри­од 2-й ми­ро­вой вой­ны ис­поль­зо­вал­ся как пе­ре­ва­лоч­ный пункт на пу­ти в Сев.-Вост. Азию. В ию­не 1964 силь­но по­стра­дал от зем­ле­тря­се­ния. В 2005 тер­ри­то­рия Н. зна­чи­тель­но уве­ли­чи­лась за счёт вклю­че­ния в его со­став близ­ле­жа­щих по­се­ле­ний.

Сре­ди ста­рей­ших со­хра­нив­ших­ся со­ору­же­ний Н. – син­тои­ст­ское свя­ти­ли­ще Ха­ку­санд­зинд­зя (16 в.), рас­по­ло­жен­ное в пар­ке Ха­ку­сан (1873). По­строй­ки 19 в.: усадь­бы се­мей Са­са­га­ва (1826), Ито (1882–90; с 1946 Му­зей се­вер­ной куль­ту­ры) и Са­ва в рус­ле тра­диц. япон. зод­че­ст­ва, зда­ния та­мож­ни (1869; ны­не фи­ли­ал Гор. ис­то­рич. му­зея) и законодат. ассам­блеи пре­фек­ту­ры Нии­га­та (1883; ны­не Му­зей по­ли­тич. ис­то­рии и Ме­мо­ри­аль­ный зал пра­ви­тель­ст­ва пре­фек­ту­ры Нии­га­та) в ду­хе ев­роп. ар­хи­тек­ту­ры. Мост Бан­дай че­рез р. Си­на­но (1929) – один из сим­во­лов го­ро­да. Сре­ди со­ору­же­ний ру­бе­жа 20–21 вв. – Центр ис­пол­ни­тель­ских ис­кусств (1993–98, арх. Ха­сэ­га­ва Ицу­ко) и ком­плекс «Toki Messe» в сти­ле не­омо­дер­низ­ма (2003, арх. Ма­ки Фу­ми­хи­ко и др.; вклю­ча­ет вы­ста­воч­ный зал, кон­фе­ренц-центр, Ху­дож. му­зей Бан­дайд­зи­ма; офис­но-гос­ти­нич­ный кор­пус выс. 140 м – са­мое вы­со­кое зда­ние Н.). Сре­ди ту­ри­стич. объ­ек­тов – т. н. дер. Фу­ру­са­то (тор­го­во-вы­ста­воч­ный центр, где пред­став­ле­ны тра­диц. про­мыс­лы и кух­ня пре­фек­ту­ры Нии­га­та). В зап. час­ти го­ро­да – оз. Са­ка­та (с 1996 со­глас­но Рам­сар­ской кон­вен­ции име­ет ста­тус вод­но-бо­лот­но­го уго­дья ме­ж­ду­нар. зна­че­ния; ме­сто­оби­та­ние во­до­пла­ваю­щих птиц).

Нац. н.-и. ин-т ры­бо­лов­ст­ва в Япон­ском мо­ре, н.-и. ин-т эко­но­ми­ки Сев.- Вост. Азии (1993); эко­но­мич. и ар­хео­ло­гич. ис­сле­до­ва­тель­ские цен­тры. Ун-т Н. (1919, совр. ста­тус с 1949); не­го­сударств. ме­ди­цин­ские ун-ты: Сей­рё (1965, ста­тус ун-та с 2000), фар­ма­цев­ти­че­ский и при­клад­ных на­ук о жиз­ни (1977), здра­во­охра­не­ния и со­ци­аль­но­го обес­пече­ния (2001); кам­пус Япон. сто­ма­то­ло­гич. ун-та (1972); Ун-т ме­ж­ду­нар. и ин­фор­мац. ис­сле­до­ва­ний (1994). Сре­ди му­зе­ев – гор. ис­то­рич. «Ми­на­то­пия» (1972), нау­ки (1981), гор. ху­до­же­ст­вен­ный (1985), бу­маж­ных зме­ев, неф­ти (в р-не Нии­цу, где в 20 в. ве­лась неф­те­до­бы­ча). Те­атр Фу­ру­ма­ти. Куль­тур­ный центр пре­фек­ту­ры Нии­га­та (1967). Бо­та­нич. сад пре­фек­ту­ры Нии­га­та. Океа­на­ри­ум (20 тыс. жи­вот­ных ок. 450 ви­дов). На ста­дио­не Н. («Биг Су­он»; 2001; ок. 42,3 тыс. мест) про­во­ди­лись мат­чи чем­пио­на­та ми­ра по фут­бо­лу 2002. Раз в два ме­ся­ца про­во­дит­ся яр­мар­ка ко­мик­сов («Га­та­кет»; с 1983), еже­год­но – кон­курс япон. ко­мик­сов «ман­га» (с 1998, в сен­тяб­ре).

Н. – важ­ный де­ло­вой и пром. центр Япо­нии. Осн. роль в эко­но­ми­ке го­ро­да иг­ра­ет сфе­ра ус­луг (за­ня­то св. 80% ра­бо­таю­щих). В Н. рас­по­ла­га­ют­ся го­лов­ной офис ре­гио­наль­но­го бан­ка Daishi Bank (1873) и пред­ста­ви­тель­ст­ва круп­ней­ших япон. фи­нан­со­вых уч­ре­ж­де­ний, ком­па­нии по пре­дос­тав­ле­нию транс­порт­ных, тор­го­вых, ту­ри­стич. ус­луг. Мор. порт Н. – круп­ней­ший порт стра­ны на по­бе­ре­жье Япон­ско­го м., вклю­ча­ет За­пад­ную (в устье р. Си­на­но) и Вос­точ­ную (на гра­ни­це с пос. Сей­ро – при­го­род Н.) час­ти. Гру­зо­обо­рот 27,8 млн. т (2009; 32,1 млн. т в 2008), из них внеш­не­тор­го­вые гру­зы 13,4 млн. т (св. 60% вво­за – сжи­жен­ный при­род­ный газ), ка­бо­таж­ные пе­ре­воз­ки 14,4 млн. т (гл. обр. ав­то­мо­би­ли – 85,6% вы­во­за и 51,9% вво­за); 168,8 тыс. кон­тей­не­ров ДФЭ (2010; един­ст­вен­ный меж­ду­нар. кон­тей­нер­ный тер­ми­нал на по­бе­ре­жье Япон­ско­го м.); пас­са­жи­ро­обо­рот 1,5 млн. чел. (2009). Дей­ст­ву­ют пред­при­ятия ма­ши­но­строе­ния (в т. ч. су­до­строе­ния) и ме­тал­ло­об­ра­бот­ки, ме­тал­лур­гии, хи­ми­че­ской, тек­стиль­ной, бу­маж­ной и пи­ще­вой (ры­бо­пе­ре­ра­бот­ка, про­из-во кон­ди­тер­ских из­де­лий, со­ево­го со­уса, са­ке и др.) пром-сти. Из­го­тов­ле­ние ал­та­рей и уб­ран­ст­ва для буд­дий­ских хра­мов (ком­па­ния «Yoshiun­do»), тра­диц. ла­ки­ро­ван­ных из­де­лий. ТЭС «Нии­га­та» (мощ­ность 359 МВт); в пос. Сей­ро – ТЭС «Хи­га­си-Нии­га­та» (ра­бо­та­ет на при­род­ном га­зе; 4600 МВт). В пре­де­лах го­ро­да на зем­лях с.-х. на­зна­че­ния вы­ра­щи­ва­ют рис (сбор 144,7 тыс. т в 2006; рав­ни­на Эти­го – гл. ри­со­вод­че­ский рай­он стра­ны), цве­ты (в т. ч. тюль­па­ны – 7,4 млн. лу­ко­виц и 13,3 млн. сре­зан­ных цве­тов, ли­лии – 1,9 млн. лу­ко­виц), дре­вес­ные гор­шеч­ные рас­те­ния (11,8 млн. шт.), ово­щи и фрук­ты.

Вернуться к началу