Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАТА́НСАС

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 330

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Соловьёв

МАТА́НСАС (Matanzas), го­род на Ку­бе, адм. центр про­в. Ма­тан­сас. Нас. 140,5 тыс. чел. (2010). Рас­по­ло­жен на сев. по­бе­ре­жье о. Ку­ба, в бух­те Ма­тан­сас. Че­рез центр го­ро­да про­те­ка­ют ре­ки Юму­ри и Сан-Ху­ан, в вост. час­ти – р. Ка­ни­мар. Ав­то­мо­биль­ное и ж.-д. со­об­ще­ние с Га­ва­ной и др. круп­ны­ми го­ро­да­ми стра­ны. Мор. порт. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт им. Хуа­на Гу­аль­бер­то Го­ме­са (в 15 км к вос­то­ку от М.).

Ос­но­ван в 1693 ис­пан­ца­ми. В кон. 18 – нач. 19 вв. один из гл. цен­тров вво­за на Ку­бу афр. ра­бов для ра­бо­ты на план­та­ци­ях са­хар­но­го тро­ст­ни­ка; к сер. 19 в. круп­ный центр про­из-ва са­ха­ра. С 1879 сто­ли­ца од­но­им. про­вин­ции. С бом­бар­ди­ров­ки М. в апр. 1898 на­ча­лась ис­па­но-аме­ри­кан­ская вой­на 1898.

Ис­то­рич. центр го­ро­да со­хра­ня­ет ре­гу­ляр­ную пла­ни­ров­ку с ар­хи­тек­ту­рой в ко­ло­ни­аль­ном сти­ле. Сре­ди па­мят­ни­ков куль­то­вой ар­хи­тек­ту­ры: ка­фед­раль­ный со­бор Сан-Кар­лос-де-Бор­ро­мео (1735–1750, час­тич­но пе­ре­стро­ен во 2-й пол. 19 в.); церк­ви – Мон­сер­рат (1872–75), Ин­ма­ку­ла­до-Ко­ра­сон-де-Ма­рия (1938). Гражд. ар­хи­тек­ту­ру 19 в. пред­став­ля­ют Па­ла­сио-де-Хун­ко (1835–38; ны­не Му­зей пров. Ма­тан­сас), дво­рец гу­бер­на­то­ра (1853), те­атр «Сау­то» (1860–63; арх. Д. Дель-Альо). Кре­пость Сан-Се­ве­ри­но (1693–98; пе­ре­строе­на в сер. 18 в.). Мос­ты 19 в. че­рез ре­ки Юму­ри и Сан-Ху­ан (в т. ч. мост Пу­эн­те-Кон­кор­диа, 1878).

Ун-т им. Ка­ми­ло Сьен­фу­эго­са (1972). Пуб­лич­ная б-ка. Му­зеи: по­жар­но­го де­ла (1900), про­в. Ма­тан­сас (1959), фар­ма­цев­ти­че­ский (1964; в зда­нии ап­те­ки 1882), ху­до­же­ст­вен­ный (1998).

М. – один из важ­ных ин­дустр. цен­тров Ку­бы, гл. эко­но­мич. центр про­вин­ции. Б. ч. ра­бо­таю­щих за­ня­та в сфе­ре ус­луг (транс­порт и ло­ги­сти­ка, строи­тель­ст­во, ту­ри­стич. биз­нес и др.). М. – круп­ней­ший в стра­не неф­тя­ной порт (нефть по­сту­па­ет в осн. из Ве­не­суэлы). В пор­то­вом ком­плек­се – ло­ги­стич. центр, су­до­ре­монт­ные пред­при­ятия, круп­ные хо­ло­диль­ные мощ­но­сти («фри­го­ри­фи­ко» ком­па­нии «Empresa de Cí tricos» для хра­не­ния до 550 тыс. т пред­на­зна­чен­ных для экс­пор­та фрук­тов и ово­щей). Зна­чит. часть пром. мощ­но­стей скон­цен­три­ро­ва­на в ин­дустр. зо­нах к се­ве­ру и юго-за­па­ду от пор­та. В М. – круп­ный за­вод по про­из-ву фос­фор­ных и азот­ных удоб­ре­ний; пред­при­ятия ма­ши­но­строе­ния (в т. ч. ком­па­нии «Grupo In­dustrial Mecanico»), лёг­кой (тек­стиль­ная фаб­ри­ка и др.) и пи­ще­вой пром-сти (в т. ч. пе­ре­ра­бот­ка ко­фе), по про­из-ву строй­ма­те­риа­лов. Энер­го­снаб­же­ние го­ро­да осу­ще­ст­в­ля­ет ТЭС «Jose Martí».

В 30 км к се­ве­ро-вос­то­ку от М. – ку­рорт Ва­ра­де­ро.

Вернуться к началу