Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУМАНА́

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 326

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. С.

КУМАНА́ (Cumaná), го­род на се­ве­ро-вос­то­ке Ве­не­су­элы, сто­ли­ца и круп­ней­ший го­род шта­та Сук­ре. Нас. 326,1 тыс. чел. (2009). Рас­по­ло­жен на по­бе­ре­жье Ка­риб­ско­го м., у юж. вхо­да в бух­ту Карь­я­ко; че­рез го­род про­те­ка­ет р. Ман­са­на­рес. Мор. порт (в со­ста­ве ком­плек­са – гру­зо­вой тер­ми­нал Сук­ре и ры­бо­лов­ный порт). Ав­то­до­ро­га­ми свя­зан с Ка­ра­ка­сом и круп­ны­ми пром. цен­тра­ми Сью­дад-Бо­ли­вар и Сью­дад-Гуая­на. Ме­ж­ду­нар. аэро­порт им. Ан­то­нио Хо­се де Сук­ре (1979).

Од­но из пер­вых исп. по­се­ле­ний в Юж. Аме­ри­ке; ос­но­ва­но в 1521 исп. кон­ки­ста­до­ром Г. де Окам­по под назв. Ну­эва-То­ле­до (Nueva Toledo) пред­по­ло­жи­тель­но на мес­те за­ло­жен­но­го в 1515 фран­ци­скан­ско­го мо­на­сты­ря. Раз­ру­ше­но ин­дей­ца­ми, в 1523 от­строе­но за­но­во как Ну­эва-Кор­до­ва (Nueva Córdoba). Впо­след­ст­вии ещё неск. раз под­вер­га­лось на­па­де­ни­ям ин­дей­цев. Совр. назв. с 1569, ста­тус го­ро­да с 1591. В пе­ри­од Вой­ны за не­за­ви­си­мость в Ла­тин­ской Аме­ри­ке с 1810 один из цен­тров ос­во­бо­дит. дви­же­ния. С 1830 в со­ста­ве не­за­виси­мой Ве­не­су­элы. С 1909 адм. центр шта­та Сук­ре. Силь­но по­стра­дал от зем­ле­тря­се­ний 1766, 1797, 1929.

Со­хра­ни­лись: кре­по­сти Сан-Ан­то­нио-де-ла-Эми­нен­сия, Сан­та-Ма­риа-де-ла-Ка­бе­са (обе 17 в.), ц. Сан­та-Инес (19 в.), ка­фед­раль­ный со­бор на Пла­са-Бо­ли­вар. Ун-т Орь­ен­те (1958, в его струк­ту­ре – Океа­но­гра­фич. ин-т, 1961; в 2008 при ун-те от­крыт Ис­сле­до­ва­тель­ский ин-т био­ме­ди­ци­ны и при­клад­ных на­ук). Му­зеи: Ан­то­нио Хо­се де Сук­ре, совр. ис­кус­ст­ва.

Важ­ный тор­го­вый и ин­ду­ст­ри­аль­ный центр шта­та. Б. ч. ра­бо­таю­щих за­ня­та в сфе­ре ус­луг (тор­гов­ля, транс­порт, ту­ри­стич. биз­нес); в пром-сти за­ня­то ок. 8% имею­щих ра­бо­ту (2006). В пре­де­лах гор. тер­ри­то­рии вы­де­ля­ют­ся две ин­ду­ст­ри­аль­ные зо­ны – пор­то­во-про­мыш­лен­ная и Эль-Пень­он (в вост. час­ти К.). К. – круп­ный центр ры­бо­лов­ст­ва; б. ч. про­филь­ных пред­при­ятий рас­по­ло­же­на в пор­то­во-пром. зо­не. Сре­ди пред­при­ятий, осу­ще­ст­в­ляю­щих пер­вич­ную пе­ре­ра­бот­ку ры­бы (в осн. ат­лан­ти­че­ская сар­ди­на, ту­нец) и мо­ре­про­дук­тов, – «Di­pesca», «Industrial de Pesca C. A.», «In­dus­tria Pesca Venja C. A.», «Alimen­tos Polar»; круп­ные про­из­во­ди­те­ли рыб­ных кон­сер­вов, рыбь­е­го жи­ра – «Ave­caisa», «Alimentos Margarita», «Con­servas Ali­menticias La Gaviota S. A.». Че­рез гру­зо­вой тер­ми­нал Сук­ре осу­ще­ст­в­ля­ет­ся экс­порт ко­фе, са­хар­но­го тро­ст­ни­ка, та­ба­ка и др., в про­мзо­не дей­ст­ву­ют пред­при­ятия по ре­мон­ту и мо­дер­ни­за­ции су­дов и др. В ин­ду­ст­ри­аль­ной зо­не Эль-Пень­он – пред­при­ятие «Com­p­lejo Me­ta­lúrgico S. A.» (цис­тер­ны, гру­зо­вые кон­тей­не­ры, мос­то­вые кон­ст­рук­ции, сталь­ные тру­бы, стро­ит. про­дук­ция из ста­ли и алю­ми­ния); за­вод по про­из-ву кон­тей­не­ров ком­па­нии «Venezuelan Container Group» (VCG; мощ­ность ок. 7 тыс. кон­тей­не­ров в год), ав­то­сбо­роч­ный за­вод «Toyota de Venezuela S. A.» (лег­ко­вые ав­то­мо­би­ли, ав­то­по­груз­чи­ки; мощ­ность ок. 100 еди­ниц в день), за­вод ком­па­нии «Mamidel C. A.» (за­пас­ные час­ти и уз­лы для ав­то­мо­биль­ной пром-сти), а так­же ряд пред­при­ятий пи­ще­вой (та­бач­ной, ры­бо­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щей), тек­стиль­ной пром-сти.

Близ К. рас­по­ло­жен нац. парк Мо­чи­ма, по­пу­ляр­ный объ­ект ту­риз­ма.

Вернуться к началу