КУЛЬТУ́РНЫЙ ЛАНДША́ФТ
-
Рубрика: География
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУЛЬТУ́РНЫЙ ЛАНДША́ФТ, географич. ландшафт, освоенный и преобразованный людьми в результате целенаправленной деятельности. Понятие К. л. используется гл. обр. в географии, а также в ряде др. наук (археологии, истории, этнологии) и междисциплинарных направлений (этноэкологии и др.). Термин «К. л.» (нем. Kulturlandschaft) ввёл в науч. оборот в нач. 20 в. нем. географ О. Шлютер, противопоставивший К. л. естественному, первозданному ландшафту (нем. Urlandschaft).
Понятие К. л. многозначно; его интерпретации в разных дисциплинах и науч. школах довольно сильно различаются. В физической географии К. л. рассматривается как объект ландшафтоведения и часто отождествляется с категорией антропогенного ландшафта. При такой трактовке К. л. противопоставляется ландшафту природному, в формировании которого ключевую роль играют естеств. физико-географич. факторы, а роль антропогенных факторов незначительна. Согласно мнению ряда учёных [Ф. Н. Мильков, А. Г. Исаченко (Россия)], К. л. – только целесообразно устроенный, материально и духовно продуктивный антропогенный ландшафт. Его характерные черты – рациональное земле- и природопользование, высокие эстетические и функциональные качества, наличие ценных элементов природного и культурного наследия. При такой интерпретации К. л. противополагается «плохим», т. н. акультурным (термин Ф. Н. Милькова), антропогенным ландшафтам, деградирующим в результате человеческой деятельности (нерационального, неумелого ведения хозяйства).
За рубежом в общественной географии сосуществуют разл. трактовки К. л. В нач. 20 в. К. л. отождествлялся б. ч. с определённой местностью, освоенной группой людей. По К. Зауэру, К. л. – территория, которую в течение определённого историч. периода населяла группа людей – носителей специфических культурных ценностей, она отличается «характерной взаимосвязью природных и культурных форм». Культура интерпретируется как активное начало во взаимодействии с природной средой, природный ареал – как посредник («фон») человеческой деятельности, а К. л. – как результат их контакта. В последней четв. 20 в. под влиянием идей феноменологии, ставшей мировоззренч. основой т. н. гуманистической географии (И-Фу Туан и др.), и отхода мн. зап. географов от принципов позитивизма представления о К. л. претерпели значит. эволюцию. Большое внимание стало уделяться повседневной жизни человека, идеям и установкам восприятия людьми среды своего обитания. Напр., в науч. лит-ре как особая категория К. л. часто выделяются также природные ландшафты, культурная составляющая которых представлена не в материальной, а в ментальной форме – в представлениях местного населения о своих ландшафтах (феномены деревенских святынь, почитаемых рощ, источников и т. д.), о видении природы в древности и Средневековье (новое прочтение житийных, летописных текстов и др.). Вместе с тем в совр. обществ. географии сохраняется и более традиц. трактовка К. л. как облика местности, в котором проявляются специфич. культурные черты той или иной группы (территориальной общности) людей.
В кон. 20 – нач. 21 вв. культурно-ландшафтные исследования стали одним из гл. направлений возрождения рос. культурной географии. Согласно Ю. А. Веденину, выдвинувшему т. н. ноосферную концепцию К. л., он включает два «слоя»: природный (естеств. природа и преобразованная человеком природа) и собственно культурный (люди, живущие в данном ландшафте, их материальная и духовная культура). Получило также распространение т. н. этнокультурное ландшафтоведение (В. Н. Калуцков и др.), в рамках которого К. л. трактуется как культура местного сообщества, сформировавшаяся в результате его жизнедеятельности в определённых природных условиях. Осн. элементами К. л. при этом выступают: природный ландшафт как его материальная основа; хозяйств. деятельность как фактор его воспроизводства и изменения; сообщество людей, взятое в его экологическом, социально-семейном и др. аспектах; языковая система; духовная культура (в т. ч. литература, музыка, изобразительное, хореографическое и др. виды искусств). Языковая система и духовная культура выполняют функции «метаязыка» описания культурного ландшафта.
В археологии К. л. стал исследоваться в 1970-е гг. (сначала в Великобритании и Чехословакии) как среда, которая окружает (соединяет) отд. археологич. памятники. Цель исследований – выявление и описание структурных элементов указанной среды (погребённые почвы, торфяные отложения и др. объекты, содержащие древнюю пыльцу и фитолиты; археологич. объекты без культурного слоя; остатки планировочных и землеустроит. структур и т. д.). С 1980-х гг. используются методики комплексного исследования историч. территорий, позволяющие реконструировать свойственные конкретному народу или эпохе типы хозяйств. освоения территории, взаимосвязи природных и созданных человеком элементов ландшафта (пашни, луга, пруды и др.), технологию природопользования и др.
К. л. выделены в отд. категорию объектов «культурного» и «природно-культурного» наследия, включённых в список Всемирного наследия (1992). Согласно принятой классификации, охраняемые К. л. делятся на три основные разновидности («Руководящие указания по применению Конвенции о Всемирном наследии»): 1) естественно сформировавшиеся или эволюционировавшие К. л., среди них: ископаемые – остановившиеся в развитии (напр., реконструируемые на основе раскопок); реликтовые – «угасающие» под воздействием чуждой культурной среды или изменившихся природных условий; развивающиеся – связанные с традиционными аборигенными культурами; 2) рукотворные (искусственно созданные) К. л. (напр., объекты ландшафтной архитектуры); 3) К. л. ассоциативного типа – вызывающие сильные религ., худож. и культурные ассоциации (напр., мемориальные, хранящие память о важнейших событиях или великих личностях, нашедшие отражение в творчестве выдающихся деятелей искусства, сакральные). Во многих странах мира разрабатываются нац. стратегии охраны и использования культурного ландшафта.