Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУЛЬТУ́РНЫЙ ЛАНДША́ФТ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 321

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Н. Стрелецкий; С. З. Чернов (культурный ландшафт в археологии)

КУЛЬТУ́РНЫЙ ЛАНДША́ФТ, гео­гра­фич. ланд­шафт, ос­во­ен­ный и пре­об­ра­зо­ван­ный людь­ми в ре­зуль­та­те це­ле­на­прав­лен­ной дея­тель­но­сти. По­ня­тие К. л. ис­поль­зу­ет­ся гл. обр. в гео­гра­фии, а так­же в ря­де др. на­ук (ар­хео­ло­гии, ис­то­рии, эт­но­ло­гии) и меж­дис­ци­п­ли­нар­ных на­прав­ле­ний (эт­но­эко­ло­гии и др.). Тер­мин «К. л.» (нем. Kultur­land­schaft) ввёл в на­уч. обо­рот в нач. 20 в. нем. географ О. Шлю­тер, про­ти­во­пос­та­вив­ший К. л. ес­те­ст­вен­но­му, пер­во­здан­но­му ланд­шаф­ту (нем. Urlandschaft).

По­ня­тие К. л. мно­го­знач­но; его ин­тер­пре­та­ции в раз­ных дис­ци­п­ли­нах и на­уч. шко­лах до­воль­но силь­но раз­ли­ча­ют­ся. В фи­зи­че­ской гео­гра­фии К. л. рас­смат­ри­ва­ет­ся как объ­ект ланд­шаф­то­ве­де­ния и час­то ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с ка­те­го­ри­ей ан­тро­по­ген­но­го ланд­шаф­та. При та­кой трак­тов­ке К. л. про­ти­во­пос­тав­ля­ет­ся ланд­шаф­ту при­род­но­му, в фор­ми­ро­ва­нии ко­то­ро­го клю­че­вую роль иг­ра­ют ес­теств. фи­зи­ко-гео­гра­фич. фак­то­ры, а роль ан­тро­по­ген­ных фак­то­ров не­зна­чи­тель­на. Со­глас­но мне­нию ря­да учё­ных [Ф. Н. Миль­ков, А. Г. Иса­чен­ко (Рос­сия)], К. л. – толь­ко це­ле­со­об­раз­но уст­ро­ен­ный, ма­те­ри­аль­но и ду­хов­но про­дук­тив­ный ан­тро­по­ген­ный ланд­шафт. Его ха­рак­тер­ные чер­ты – ра­цио­наль­ное зем­ле- и при­ро­до­поль­зо­ва­ние, вы­со­кие эс­те­ти­че­ские и функ­цио­наль­ные ка­че­ст­ва, на­ли­чие цен­ных эле­мен­тов при­род­но­го и куль­тур­но­го на­сле­дия. При та­кой интер­пре­та­ции К. л. про­ти­во­по­ла­га­ет­ся «пло­хим», т. н. акуль­тур­ным (тер­мин Ф. Н. Миль­ко­ва), ан­тро­по­ген­ным ланд­шаф­там, де­гра­ди­рую­щим в ре­зуль­та­те че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти (не­ра­цио­наль­но­го, не­уме­ло­го ве­де­ния хо­зяй­ст­ва).

За ру­бе­жом в об­ще­ст­вен­ной гео­гра­фии со­су­ще­ст­ву­ют разл. трак­тов­ки К. л. В нач. 20 в. К. л. ото­жде­ст­в­лял­ся б. ч. с оп­ре­де­лён­ной ме­ст­но­стью, ос­во­ен­ной груп­пой лю­дей. По К. За­уэру, К. л. – тер­ри­то­рия, ко­то­рую в те­че­ние оп­ре­де­лён­но­го ис­то­рич. пе­рио­да на­се­ля­ла груп­па лю­дей – но­си­те­лей спе­ци­фи­че­ских куль­тур­ных цен­но­стей, она от­ли­ча­ет­ся «ха­рак­тер­ной взаи­мо­свя­зью при­род­ных и куль­тур­ных форм». Куль­ту­ра ин­тер­пре­ти­ру­ет­ся как ак­тив­ное на­ча­ло во взаи­мо­дей­ст­вии с при­род­ной сре­дой, при­род­ный аре­ал – как по­сред­ник («фон») че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти, а К. л. – как ре­зуль­тат их кон­так­та. В по­след­ней четв. 20 в. под влия­ни­ем идей фе­но­ме­но­ло­гии, став­шей ми­ро­воз­зренч. ос­но­вой т. н. гу­ма­ни­сти­че­ской гео­гра­фии (И-Фу Ту­ан и др.), и от­хо­да мн. зап. гео­гра­фов от прин­ци­пов по­зи­ти­виз­ма пред­став­ле­ния о К. л. пре­тер­пе­ли зна­чит. эво­лю­цию. Боль­шое вни­ма­ние ста­ло уде­лять­ся по­все­днев­ной жиз­ни че­ло­ве­ка, иде­ям и ус­та­нов­кам вос­при­ятия людь­ми сре­ды сво­его оби­та­ния. Напр., в на­уч. лит-ре как осо­бая ка­те­гория К. л. час­то вы­де­ля­ют­ся так­же при­род­ные ланд­шаф­ты, куль­тур­ная со­став­ляю­щая ко­то­рых пред­став­ле­на не в ма­те­ри­аль­ной, а в мен­таль­ной фор­ме – в пред­став­ле­ни­ях ме­ст­но­го на­се­ле­ния о сво­их ланд­шаф­тах (фе­но­ме­ны де­ре­вен­ских свя­тынь, по­чи­тае­мых рощ, ис­точ­ни­ков и т. д.), о ви­де­нии при­ро­ды в древ­но­сти и Сред­не­ве­ко­вье (но­вое про­чте­ние жи­тий­ных, ле­то­пис­ных тек­стов и др.). Вме­сте с тем в совр. об­ществ. гео­гра­фии со­хра­ня­ет­ся и бо­лее тра­диц. трак­тов­ка К. л. как об­ли­ка ме­ст­но­сти, в ко­то­ром про­явля­ют­ся спе­ци­фич. куль­тур­ные чер­ты той или иной груп­пы (тер­ри­то­ри­аль­ной общ­но­сти) лю­дей.

В кон. 20 – нач. 21 вв. куль­тур­но-ланд­шафт­ные ис­сле­до­ва­ния ста­ли од­ним из гл. на­прав­ле­ний воз­ро­ж­де­ния рос. куль­тур­ной гео­гра­фии. Со­глас­но Ю. А. Ве­де­ни­ну, вы­дви­нув­ше­му т. н. ноо­сфер­ную кон­цеп­цию К. л., он вклю­ча­ет два «слоя»: при­род­ный (ес­теств. при­ро­да и пре­об­ра­зо­ван­ная че­ло­ве­ком при­ро­да) и соб­ст­вен­но куль­тур­ный (лю­ди, жи­ву­щие в дан­ном ланд­шаф­те, их ма­те­ри­аль­ная и ду­хов­ная куль­ту­ра). По­лу­чи­ло так­же рас­про­стра­не­ние т. н. эт­но­куль­тур­ное ланд­шаф­то­ве­де­ние (В. Н. Ка­луц­ков и др.), в рам­ках ко­то­ро­го К. л. трак­тует­ся как куль­ту­ра ме­ст­но­го со­об­ще­ст­ва, сфор­ми­ро­вав­шая­ся в ре­зуль­та­те его жиз­не­дея­тель­но­сти в оп­ре­де­лён­ных при­род­ных ус­ло­ви­ях. Осн. эле­мен­та­ми К. л. при этом вы­сту­па­ют: при­род­ный ланд­шафт как его ма­те­ри­аль­ная ос­но­ва; хо­зяйств. дея­тель­ность как фак­тор его вос­про­из­вод­ст­ва и из­ме­не­ния; со­об­ще­ст­во лю­дей, взя­тое в его эко­ло­ги­че­ском, со­ци­аль­но-се­мей­ном и др. ас­пек­тах; язы­ко­вая сис­те­ма; ду­хов­ная куль­ту­ра (в т. ч. ли­те­ра­ту­ра, му­зы­ка, изо­бра­зи­тель­ное, хо­рео­гра­фи­че­ское и др. ви­ды ис­кусств). Язы­ко­вая сис­те­ма и ду­хов­ная куль­ту­ра вы­пол­ня­ют функ­ции «ме­та­язы­ка» опи­са­ния куль­тур­но­го ланд­шаф­та.

В ар­хео­ло­гии К. л. стал ис­сле­до­вать­ся в 1970-е гг. (сна­ча­ла в Ве­ли­ко­бри­та­нии и Че­хо­сло­ва­кии) как сре­да, ко­то­рая ок­ру­жа­ет (со­еди­ня­ет) отд. ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­ки. Цель ис­сле­до­ва­ний – вы­яв­ле­ние и опи­са­ние струк­тур­ных эле­мен­тов ука­зан­ной сре­ды (по­гребён­ные поч­вы, тор­фя­ные от­ло­же­ния и др. объ­ек­ты, со­дер­жа­щие древ­нюю пыль­цу и фи­то­ли­ты; ар­хео­ло­гич. объ­ек­ты без куль­тур­но­го слоя; ос­тат­ки пла­ни­ро­воч­ных и зем­ле­уст­ро­ит. струк­тур и т. д.). С 1980-х гг. ис­поль­зу­ют­ся ме­то­ди­ки ком­плекс­но­го ис­сле­до­ва­ния ис­то­рич. тер­ри­то­рий, по­зво­ляю­щие ре­кон­ст­руи­ро­вать свой­ст­вен­ные кон­крет­но­му на­ро­ду или эпо­хе ти­пы хо­зяйств. ос­вое­ния тер­ри­то­рии, взаи­мо­свя­зи при­род­ных и соз­дан­ных че­ло­ве­ком эле­мен­тов ланд­шаф­та (паш­ни, лу­га, пру­ды и др.), тех­но­ло­гию при­ро­до­поль­зо­ва­ния и др.

К. л. вы­де­ле­ны в отд. ка­те­го­рию объ­ек­тов «куль­тур­но­го» и «при­род­но-куль­тур­но­го» на­сле­дия, вклю­чён­ных в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия (1992). Со­глас­но при­ня­той клас­си­фи­ка­ции, ох­ра­няе­мые К. л. де­лят­ся на три ос­нов­ные раз­но­вид­но­сти («Ру­ко­во­дя­щие ука­за­ния по при­ме­не­нию Кон­вен­ции о Все­мир­ном на­сле­дии»): 1) ес­те­ст­вен­но сфор­ми­ро­вав­шие­ся или эво­лю­цио­ни­ро­вав­шие К. л., сре­ди них: ис­ко­пае­мые – ос­та­но­вив­шие­ся в раз­ви­тии (напр., ре­кон­ст­руи­руе­мые на ос­но­ве рас­ко­пок); ре­лик­то­вые – «уга­саю­щие» под воз­дей­ст­ви­ем чу­ж­дой куль­тур­ной сре­ды или из­ме­нив­ших­ся при­род­ных ус­ло­вий; раз­ви­ваю­щие­ся – свя­зан­ные с тра­ди­ци­он­ны­ми або­ри­ген­ны­ми куль­ту­ра­ми; 2) ру­ко­твор­ные (ис­кус­ст­вен­но соз­дан­ные) К. л. (напр., объ­ек­ты ланд­шафт­ной ар­хи­тек­ту­ры); 3) К. л. ас­со­циа­тив­но­го ти­па – вы­зы­ваю­щие силь­ные ре­лиг., ху­дож. и куль­тур­ные ас­со­циа­ции (напр., ме­мо­ри­аль­ные, хра­ня­щие па­мять о важ­ней­ших собы­ти­ях или ве­ли­ких лич­но­стях, на­шед­шие от­ра­же­ние в твор­че­ст­ве вы­даю­щих­ся дея­те­лей ис­кус­ст­ва, са­краль­ные). Во мно­гих стра­нах ми­ра раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся нац. стра­те­гии ох­ра­ны и ис­поль­зо­ва­ния куль­тур­но­го ланд­шаф­та.

Лит.: Schlüter O. Die Ziele der Geographie des Menschen. Münch., 1906; Sauer C. O. The mor­phology of landscape. Berk., 1925; Са­уш­кин Ю. Г. Куль­тур­ный ланд­шафт // Во­про­сы гео­гра­фии. 1946. Сб. 1; Миль­ков Ф. Н. Че­ло­век и ланд­шаф­ты. Очер­ки ан­тро­по­ген­но­го ланд­шаф­то­ве­де­ния. М., 1973; Ве­де­нин Ю. А. Про­бле­мы фор­ми­ро­ва­ния куль­тур­но­го ланд­шаф­та и его изу­че­ния // Изв. АН СССР. Сер. гео­гра­фи­че­ская. 1990. № 1; Mitchell D. Cul­tural landscapes // Progress in Human Geogra­phy. 2002. Vol. 26. № 3; Куль­тур­ный ланд­шафт как объ­ект на­сле­дия. М.; СПб., 2004; Ка­луц­ков В. Н. Ланд­шафт в куль­тур­ной гео­гра­фии. М., 2008.

Вернуться к началу