Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́ТКА

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 508

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Е. Чиркова

КО́ТКА (Kotka), го­род в Фин­лян­дии, в ля­ни (гу­бер­нии) Юж. Фин­лян­дия. Нас. 54,2 тыс. чел. (2009). Рас­по­ло­жен в дель­те р. Кю­мий­о­ки на по­бе­ре­жье Фин­ско­го зал. Бал­тий­ско­го м. и близ­ле­жа­щих ост­ро­вах ар­хи­пе­ла­га Кот­ка. Транс­порт­ный узел на пе­ре­се­че­нии ж.-д., ав­то­мобиль­ных и мор. пу­тей из Зап. Ев­ро­пы в Рос­сию. Мор. порт.

Ос­но­ван в кон. 18 – нач. 19 вв. как ук­ре­п­лён­ное рос. по­се­ле­ние. Для во­ен. це­лей бы­ли по­строе­ны кре­пость Кю­мин­лин­на (со­ору­же­ние на­ча­то в 1790 под рук. А. В. Су­во­ро­ва), фор­ты Сла­вы, Ека­те­ри­ны, Ели­за­ве­ты и др. ук­ре­п­ле­ния. В 1789–90 близ К. в прол. Ру­от­син­саль­ми про­изош­ли два круп­ных сра­же­ния ме­ж­ду рос. и швед. фло­та­ми. С 1808 К. в Ве­ли­ком кня­же­ст­ве Фин­лянд­ском, вхо­див­шем в со­став Рос. им­пе­рии. В хо­де Крым­ской вой­ны 1853–56 под­вер­глась силь­но­му раз­ру­ше­нию в ре­зуль­та­те об­стре­ла брит. эс­кад­ры (1855). Ста­тус го­ро­да с 1878. С кон. 19 в. важ­ный пор­то­вый и пром. центр. Од­но из лю­би­мых мест от­ды­ха рос. имп. Алек­сан­д­ра III. С 1917 в со­ста­ве Финл. Рес­пуб­ли­ки. Ак­тив­ное раз­ви­тие К. с 1930-х гг. ба­зиро­ва­лось на транс­пор­ти­ров­ке и пе­ре­ра­бот­ке дре­ве­си­ны, функ­цио­ни­ро­ва­нии мор. пор­та.

Сре­ди ар­хит. па­мят­ни­ков: пра­во­слав­ная ц. Св. Ни­ко­лая (1795–1801, арх. Я. Пер­ри­ни, од­но из ста­рей­ших зда­ний Фин­лян­дии), лю­те­ран­ская ц. (1898); час­тич­но со­хра­нив­шие­ся фор­ты Ели­за­ве­ты (о. Ва­рис­саа­ри), Сла­вы (о. Ку­ко­у­ри), зда­ние гор. со­б­ра­ния (1933–34, арх. Э. Хет­ту­нен). По­ли­тех­ни­че­ский ун-т Кю­мен­ла­ак­со (в К. – фа­куль­те­ты тех­но­ло­гий и биз­не­са, мор. ис­сле­дова­ний, здра­во­охра­не­ния). Сре­ди му­зе­ев: да­ча имп. Алек­сан­д­ра III (1889, арх. М. Шир­бек, му­зей с 1933), ле­до­кол-му­зей «Тар­мо» (один из ста­рей­ших ле­до­ко­лов в ми­ре, по­стро­ен в 1907), Му­зей стек­ла, мор. центр «Вел­ла­мо» (2008, арх. И. Лах­дель­ма; вклю­ча­ет ис­то­рич., мор­ской и крае­ведч. му­зеи, мор­ской архив), «Ма­ре­та­ри­ум» (2002, мор­ская и пре­сно­вод­ная фау­на Фин­лян­дии). Гор. те­атр. Мно­го­числ. рек­реа­ци­он­ные зо­ны: Вод­ный парк Са­пок­ка, Парк скульп­тур «Си­бе­ли­ус», пар­ки Исо­пуй­сто и Фук­син­пуй­сто и др.

В эко­но­ми­ке го­ро­да до­ми­ни­ру­ет сфе­ра ус­луг (за­ня­то бо­лее 70% ра­бо­таю­щих, в т. ч. со­ци­аль­ные ус­лу­ги со­став­ля­ют св. 32%, тор­гов­ля – ок. 15%, фи­нан­со­вые и де­ло­вые ус­лу­ги – ок. 12%, транс­порт и ло­ги­сти­ка – ок. 11%); од­но из при­ори­тет­ных на­прав­ле­ний раз­ви­тия – транс­порт­ные ус­лу­ги и ло­ги­сти­ка на ба­зе мор. пор­та (ве­ду­щие ком­па­нии – «Ste­veco Oy», «Stella Company Group»). Мор. порт К. вклю­ча­ет неск. тер­ми­на­лов (круп­ней­шие – Мус­са­ло, Хие­та­нен); один из круп­ней­ших экс­порт­ных (гру­зо­обо­рот 10,5 млн. т в 2007, в т. ч. ок. 1/2 – внеш­не­тор­го­вые гру­зы: про­дук­ция ле­со­об­ра­ба­ты­ваю­щей и цел­лю­лоз­но-бу­маж­ной пром-сти, гра­нит) и глав­ный тран­зит­ный кон­тей­нер­ный порт стра­ны (ок. 570 тыс. кон­тей­не­ров ДФЭ; в осн. пе­ре­воз­ки ав­то­мо­би­лей). В пром-сти (ок. 22% ра­бо­таю­щих) вы­де­ля­ют­ся де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щая и цел­лю­лоз­но-бу­маж­ная от­рас­ли, ме­тал­ло­об­ра­бот­ка, про­из-во элек­тро­тех­нич. обо­ру­до­ва­ния (на­со­сы, пе­ре­ме­ши­ваю­щие уст­рой­ст­ва для неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щей, цел­лю­лоз­но-бу­маж­ной и др. от­рас­лей). Пред­при­ятия пи­ще­вой (в т. ч. му­ко­моль­ной, са­хар­ной) пром-сти; про­из-во су­хих зер­но­вых хлеб­цев.

Вернуться к началу