КО́ТКА
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́ТКА (Kotka), город в Финляндии, в ляни (губернии) Юж. Финляндия. Нас. 54,2 тыс. чел. (2009). Расположен в дельте р. Кюмийоки на побережье Финского зал. Балтийского м. и близлежащих островах архипелага Котка. Транспортный узел на пересечении ж.-д., автомобильных и мор. путей из Зап. Европы в Россию. Мор. порт.
Основан в кон. 18 – нач. 19 вв. как укреплённое рос. поселение. Для воен. целей были построены крепость Кюминлинна (сооружение начато в 1790 под рук. А. В. Суворова), форты Славы, Екатерины, Елизаветы и др. укрепления. В 1789–90 близ К. в прол. Руотсинсальми произошли два крупных сражения между рос. и швед. флотами. С 1808 К. в Великом княжестве Финляндском, входившем в состав Рос. империи. В ходе Крымской войны 1853–56 подверглась сильному разрушению в результате обстрела брит. эскадры (1855). Статус города с 1878. С кон. 19 в. важный портовый и пром. центр. Одно из любимых мест отдыха рос. имп. Александра III. С 1917 в составе Финл. Республики. Активное развитие К. с 1930-х гг. базировалось на транспортировке и переработке древесины, функционировании мор. порта.
Среди архит. памятников: православная ц. Св. Николая (1795–1801, арх. Я. Перрини, одно из старейших зданий Финляндии), лютеранская ц. (1898); частично сохранившиеся форты Елизаветы (о. Вариссаари), Славы (о. Кукоури), здание гор. собрания (1933–34, арх. Э. Хеттунен). Политехнический ун-т Кюменлааксо (в К. – факультеты технологий и бизнеса, мор. исследований, здравоохранения). Среди музеев: дача имп. Александра III (1889, арх. М. Ширбек, музей с 1933), ледокол-музей «Тармо» (один из старейших ледоколов в мире, построен в 1907), Музей стекла, мор. центр «Велламо» (2008, арх. И. Лахдельма; включает историч., морской и краеведч. музеи, морской архив), «Маретариум» (2002, морская и пресноводная фауна Финляндии). Гор. театр. Многочисл. рекреационные зоны: Водный парк Сапокка, Парк скульптур «Сибелиус», парки Исопуйсто и Фуксинпуйсто и др.
В экономике города доминирует сфера услуг (занято более 70% работающих, в т. ч. социальные услуги составляют св. 32%, торговля – ок. 15%, финансовые и деловые услуги – ок. 12%, транспорт и логистика – ок. 11%); одно из приоритетных направлений развития – транспортные услуги и логистика на базе мор. порта (ведущие компании – «Steveco Oy», «Stella Company Group»). Мор. порт К. включает неск. терминалов (крупнейшие – Муссало, Хиетанен); один из крупнейших экспортных (грузооборот 10,5 млн. т в 2007, в т. ч. ок. 1/2 – внешнеторговые грузы: продукция лесообрабатывающей и целлюлозно-бумажной пром-сти, гранит) и главный транзитный контейнерный порт страны (ок. 570 тыс. контейнеров ДФЭ; в осн. перевозки автомобилей). В пром-сти (ок. 22% работающих) выделяются деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли, металлообработка, произ-во электротехнич. оборудования (насосы, перемешивающие устройства для нефтеперерабатывающей, целлюлозно-бумажной и др. отраслей). Предприятия пищевой (в т. ч. мукомольной, сахарной) пром-сти; произ-во сухих зерновых хлебцев.