КОРРО́ЗИЯ
-
Рубрика: География
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОРРО́ЗИЯ (от лат. corrosio – разъедание), физико-химич. процесс взаимодействия материалов с окружающей средой, в результате которого происходит ухудшение их эксплуатационных характеристик. Под материалами в первую очередь подразумеваются металлы и сплавы, которые применяются в качестве конструкционных материалов или входят в состав таких материалов. К. конструкционного материала и/или изделий из него приводит не только к прямым, но и часто к существенно бóльшим косвенным экономич. потерям (авариям на трубопроводах, разрушениям жел.-бетон. конструкций, подземных сооружений и т. д.). Экономич. оценки показывают, что потери от К. в промышленно развитых странах сравнимы и даже превышают вложения в развитие крупных отраслей производства.
С точки зрения термодинамики, К. представляет собой самопроизвольный процесс, в результате которого уменьшается свободная энергия Гиббса системы металл – окружающая среда. Обычно этот процесс приводит к окислению металла, т. е. образованию его оксидных соединений или переходу металла в виде ионов в контактирующий с ним раствор. Практич. использование конструкционного материала базируется на определённом соотношении между термодинамич. нестабильностью системы металл – окружающая среда и скоростью процесса их взаимодействия. Поддержание этого соотношения на приемлемом уровне осуществляется с помощью комплекса мер, направленных на снижение скорости коррозионного процесса (см. в ст. Защита от коррозии).
Разработано неск. общих представлений о механизме коррозионных процессов. При контакте металлов с сухими окислит. газовыми средами при повышенных темп-рах протекает окислительно-восстановит. реакция взаимодействия металла с газовой средой или её компонентами – газовая К. Напр., железо взаимодействует с кислородом воздуха по реакции $\ce{3Fe + 2O2=Fe3O4}$, в результате которой металл окисляется, а кислород восстанавливается. В условиях газовой К. на поверхности большинства конструкционных материалов формируются промежуточные слои, состоящие из продуктов взаимодействия металла и компонентов среды (типа окалины). Эти слои – в зависимости от их механич. и физико-химич. свойств (плотности, сплошного или островкового характера, величины коэффициентов диффузии ионов металла и кислорода в этих слоях и т. д.) – либо мало влияют, либо значительно замедляют процесс дальнейшего взаимодействия металла со средой.
Существенно иной механизм К. реализуется в более распространённых случаях контакта металлов с электролитами: солевыми водными растворами, растворами на основе неводных растворителей, поверхностными плёнками влаги, расплавами солей, твёрдыми электролитами, с разл. пористыми структурами, пропитанными растворами электролитов (почвами, бетонами, рыхлыми отложениями на металлах и т. д.), а также др. средами, обладающими ионной проводимостью. Осн. особенностью коррозионного процесса, протекающего на границе металл – электролит, является то, что реакция окисления металла и реакция восстановления окислителя могут быть пространственно разделены. В этом случае реализуется т. н. электрохимич. механизм К., при котором атом металла ($М$) и частица окислителя ($Ох$) обмениваются электронами ($e$) не непосредственно в одном акте, а через металлич. фазу, обладающую высокой электронной проводимостью. Процесс электрохимич. К. можно представить в виде двух сопряжённых электрохимич. реакций: $М-n_1e=М^{n_1+}$, $Ох+n_2e=\text{Red}$, где $\text {Red}$ – восстановленная форма окислителя. В качестве окислителей чаще всего выступают ионы водорода (в кислой среде) и растворённый в электролите кислород. Окислителями могут быть также ионы, содержащие металлы в высокой степени окисления (напр., хромат-ионы), нитрат-, перхлорат-ионы, др. химич. соединения. Поскольку каждой из приведённых реакций отвечает своя зависимость скорости от электродного потенциала, равенству скоростей сопряжённых реакций будет отвечать определённое значение электродного потенциала. Если электропроводность электролита достаточно высока, то на металле устанавливается одинаковый по всей поверхности потенциал (эквипотенциальная поверхность), который называют стационарным потенциалом, или потенциалом коррозии, $E_с$. Плотность тока окисления металла при $E_с$ называется скоростью коррозии $i_с$. Скорость коррозии выражается в единицах измерения электрич. величин А/м2, а также в эквивалентных им единицах уменьшения массы или толщины слоя металла в единицу времени, напр. в г/(см2·с) или мм/год соответственно. Кроме простого электрохимич. механизма, представленного уравнениями сопряжённых реакций, известны и более сложные механизмы протекания коррозионных процессов, которые включают каталитич. и химич. стадии.
Для определения скорости К. металлов в конкретных условиях, оценки эффективности разл. средств защиты, выяснения состава и свойств продуктов К. применяется ряд методов коррозионных испытаний. Весовые методы позволяют измерить изменение массы металлич. образца за фиксиров. время его контакта с коррозионно-активной средой (в случае газовой К. в этих условиях фиксируется увеличение, а при контакте с электролитом – уменьшение массы образца). Для экспрессных оценок скорости К. наиболее эффективными являются электрохимич. методы, такие как метод поляризационных кривых, импульсные методы и методы, основанные на использовании переменного тока (импедансные). Указанные методы обычно применяются для определения скорости коррозионных процессов в системах, которые моделируют реальные условия эксплуатации конкретных конструкционных материалов (темп-ру, атмосферную влажность, концентрацию кислорода в газовой фазе, состав электролита, скорость его движения относительно исследуемого образца, деформацию контактирующего с электролитом образца при постоянной или периодич. нагрузке и т. д.). Перечисленные методы позволяют охарактеризовать общую (равномерную) К., т. е. предполагают, что окисление или растворение металла происходит равномерно по всей контактирующей со средой поверхности.
В реальных условиях равномерная К. реализуется редко. Обычно из-за гетерогенности металлич. поверхности, а также различий в условиях подвода окислителя и отвода продуктов взаимодействия металла со средой К. наиболее интенсивна на отд. небольших участках поверхности. В этом случае говорят о локальных видах К. В условиях локальной К. практически незначительные (в пересчёте на всю поверхность) суммарные коррозионные потери металла часто приводят к возникновению в нём трещин, появлению сквозной перфорации, значит. снижению прочности, в результате чего резко ухудшаются эксплуатационные характеристики материала. Следствием локальной К. может быть выход из строя сложных металлоконструкций, важной и дорогостоящей аппаратуры. К локальным видам К. относятся питтинговая, межкристаллитная, щелевая, язвенная К. и др. Локальная К. наблюдается также при селективном вытравливании отд. компонентов сплавов. Подверженность металлов разл. видам локальной К. определяется их составом и структурой, составом контактирующей среды, условиями эксплуатации. Так, железо, никель, цинк, нержавеющие стали, алюминиевые и ряд др. конструкционных сплавов подвержены питтинговой К. при контакте с растворами, содержащими хлорид-, бромид- или иодид-ионы. Характерным для некоторых материалов видом К. (особенно для сплавов на основе железа) является сероводородное охрупчивание, которое обычно возникает при контакте металлов со средами, содержащими сероводород, и приводит к образованию трещин. Этот вид К. представляет особую опасность для нефте- и газопроводного транспорта.
Теоретич. аспекты изучения коррозионных процессов, разработка методов коррозионных испытаний и мер защиты от К. составляют основу науки о К. Среди осн. направлений науки о К. можно выделить работы фундам. характера, исследования К. в природных условиях (атмосферной, подземной, морской К.), в разл. технич. средах (в водных растворах без добавок или с добавками окислителей, в неводных растворах, в солевых расплавах, в разл. технич. жидкостях – маслах, смазках, сточных водах и др.), в условиях теплопередачи, блуждающих токов и др. Очень важным направлением является исследование механизмов разрушений, происходящих при одновременном действии окружающей среды и механич. напряжений (коррозионного растрескивания, коррозионной усталости, водородного охрупчивания, эрозионной К.). Результаты этих исследований свидетельствуют о неаддитивном влиянии агрессивной среды и механич. воздействий на разрушение материалов.