КО́ВЕНТРИ
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́ВЕНТРИ (Coventry), город в Великобритании, в Центр. Англии, в метрополитенском графстве Уэст-Мидлендс; с 1986 имеет статус унитарного образования. Нас. 306 тыс. чел. (2007; ок. 25% иммигранты); соседствует с Западно-Мидлендской конурбацией (центр – Бирмингем; отделён от неё сплошным «зелёным поясом» шириной ок. 25 км). Крупный узел авто- и ж.-д. магистралей, связывающих Лондон с севером Англии и Шотландией. Соединён каналами с системами рек Трент-Мерси, Северн и Темза (используются в рекреационных целях). Авиаперевозки обслуживают аэропорт К. (близ города) и междунар. аэропорт Бирмингема (в 17 км).
Возник вокруг основанного ок. 700 женского монастыря (разрушен викингами в 1016). В 1043 эрл Мерсии Леофрик (1023–57) и его жена Годгиву (Годива) основали на том же месте бенедиктинское аббатство, в которое ок. 1095 была перенесена из Честера епископская кафедра (официально утверждена в 1102). К 14 в. К. стал одним из крупнейших англ. центров изготовления тканей и торговли ими. В 1345 получил статус города. К нач. 15 в. четвёртый по числу жителей город Англии (после Лондона, Бристоля и Нориджа). В 1451–1842 имел статус отд. графства. С 18 в. до кон. 19 в. К. – центр часового произ-ва, в нач. 20 в. налажено произ-во автомобилей (марки «Ровер» и др.), станков, авиатехники. Во время 2-й мировой войны подвергался массированным бомбардировкам герм. авиации (нояб. 1940, апр. 1941). В результате авианалёта 14.11.1940 («Ковентри-блиц») был полностью разрушен историч. центр города, в т. ч. собор Св. Михаила (кон. 14 – нач. 15 вв.; шпиль ок. 90 м, 1667; рядом с руинами в 1954–1962 возведено новое здание собора, арх. Б. Спенс); всего было разрушено более 50 тыс. зданий, погибло ок. 1 тыс. чел.
Сохранились: ц. Св. Иоанна (ц. Баблейк; 1344–50, значительно перестроена; в 17 в. использовалась как тюрьма), школа Баблейк в тюдоровском стиле (1560), здание больницы Бонд (1506), больница Форда, или «богадельня» (1509; в 1940 сильно пострадала, восстановлена в 1953). Из 12 ворот гор. крепостной стены сохранились Кук-Стрит-Гейт (ок. 1385) и Суонсуэлл-Гейт (1461); ц. Св. Троицы (13–15 вв.). С 1945 разрабатывается план восстановления и реконструкции К. (архитекторы Д. Гибсон, А. Линг). Начинается интенсивное новое строительство: ансамбль центр. пл. Бродгейт (1948) с памятником Годиве (1949, скульптор У. Р. Дик), здание муниципалитета (арх. У. Сили и др.), гостиница «Леофрик» (1955, У. Хатрелл и др.), театр «Белгрейд» (1958, А. Линг и др.), здание библиотеки Ун-та К. (2000, бюро «Форд Ассошиэйтс»).
Ун-т К. (1843, назв. и статус неоднократно менялись, совр. статус с 1992), Ун-т Уорвик (1965; включает Центр искусств Уорвик). Музеи: игрушек (1970; здание 1352), авиации Мидленда (1977), транспорта (1980; крупнейшая коллекция автомобилей брит. произ-ва); Галерея искусств и музей Герберта (1960). Театры: «Белгрейд», «Театр стряпчих» и др. Ежегодно проводится Междунар. джазовый фестиваль (с 1999) и др. Футбольный клуб «Ковентри Сити» (стадион «Рико Арена», ок. 33 тыс. мест) – обладатель Кубка Англии 1987.
В экономике города с кон. 20 в. доминирует сфера услуг (создаётся ок. 70% ВРП; занято ок. 70% работающих, в т. ч. в оптовой и розничной торговле, гостиничном и ресторанном деле ок. 21%, здравоохранении и образовании 20%, секторе финансовых и деловых услуг 15%, транспорта и связи 10%, адм. услуг 4%). Важное значение сохраняет пром. произ-во.
В нач. 21 в. в «старых» отраслях – авто-, авиа- и станкостроении (бурно развивались в 1950–60-е гг.; со 2-й пол. 1970-х гг. в состоянии кризиса, особенно автостроение) объёмы произ-ва и число рабочих мест сокращаются (в 2006 закрыто последнее крупное автопредприятие К. – завод компании «Peugeot» мощностью ок. 200 тыс. автомобилей в год, где работало 3,5 тыс. чел.), однако продолжают действовать десятки профильных предприятий и фирм. В автостроении представлено ок. 10 фирм, в т. ч. «Peugeot» (завод автозапчастей), «Jaguar» (офис и центр НИОКР), «London Taxi International» (LTI; единственный завод, выпускающий фирменные брит. такси чёрного цвета). Ведущие предприятия авиастроения (всего ок. 30 компаний) – завод авиадвигателей «Rolls-Royce» и завод по произ-ву авиац. шин компании «Dunlop Aerospace»; станкостроения и общего машиностроения (ок. 50 фирм) – AMF (произ-во оборудования для отраслей АПК и др.), «A. J. Engineering» (произ-во пром. оборудования, в т. ч. нефтяного) и др. Среди «новых» отраслей (быстро развивались с 1970-х гг.) выделяются электротехнич. и электронная (завод электронного оборудования компании ABB Ltd; произ-во комплектующих для электротехники и др. – «LIC Components Ltd»), химическая (гл. обр. произ-во химич. волокон; действует завод спец. мед. волокон компании «Acordis Services»).