КИ́РКЕНЕС
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИ́РКЕНЕС (Kirkenes), город в сев.-вост. части Норвегии, фюльке (губерния) Финмарк. Нас. 3,3 тыс. чел. (2008), с пригородами ок. 6 тыс. чел. Расположен на побережье Баренцева м., на правом берегу Варангер-фьорда, в 8 км от границы с Россией (в 2003 открыт новый автомобильный таможенный пункт «Борисоглебский»). Мор. порт (грузооборот ок. 350 тыс. т, 2000).
Основан на месте селения, известного с сер. 16 в. В 1862 после строительства церкви получил назв. К. (от норв. kirke – церковь). Бурное развитие связано с началом разработки в 1902 месторождений железной руды (рудники Сёр-Варангер). Статус города с 1906. В 1940 оккупирован Германией, использовался как база для подготовки нападения на сов. Заполярье. В районе К. было сосредоточено до 500 тыс. солдат гитлеровской армии. В 1940–44 подвергался массированным бомбардировкам авиации союзников. Освобождён Красной Армией 25.10.1944.
Церковь (нач. 20 в.). Памятник советскому солдату (1952). Краеведч. музей, музей саамского худ. Й. Савио.
Во 2-й пол. 20 в. К. – крупный центр добычи и обогащения железной руды (в 1996 прекращены из-за низкой рентабельности; с 2009 планируется возобновление добычи в пригороде Бьёрневатн). С кон. 1990-х гг. экономика города в значит. степени ориентирована на обслуживание нефтегазового региона Баренцева моря (т. н. Баренц-регион; включает прибрежные территории Норвегии, Швеции, Финляндии и России); растёт значение логистич. услуг, торговли, туризма. Активно развивается приграничное сотрудничество с Россией: действует проект «Мурманский коридор» (цель – расширение рос.-норв. бизнеса; включает также дальнейшее обустройство таможенного пункта «Борисоглебский», ведущей к нему автодороги и др.), в перспективе – создание единого социально-экономич. пространства «Пезаники» [Печенга – Заполярный – Никель (Мурманская обл.) – Киркенес]. Судоремонт.