Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КА́РЛОВАЦ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 176

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. М. Лобанов

КА́РЛОВАЦ (Karlovac), го­род в Хор­ва­тии, адм. центр од­но­им. жу­па­нии (ок­ру­га), в 65 км к юго-за­па­ду от За­гре­ба. Нас. 47,4 тыс. чел. (2008). Рас­по­ло­жен на юго-зап. ок­раи­не Сред­не­ду­най­ской рав­ни­ны, в мес­те впа­де­ния рек Ко­ра­на и Мреж­ни­ца в р. Ку­па (при­ток Са­вы), в чер­те го­ро­да так­же про­те­ка­ет р. До­б­ра (К. на­зы­ва­ет­ся «го­ро­дом 4 рек»). Круп­ный транс­порт­ный узел – ав­то­мо­биль­ные до­ро­ги в За­греб, Рие­ку, Сплит, Люб­ля­ну, Са­рае­во. Ж.-д. стан­ция (со­об­ще­ние с го­ро­да­ми За­греб, Рие­ка, Сплит).

Го­род сфор­ми­ро­вал­ся во­круг кре­по­сти, за­ло­жен­ной в 1579 по при­ка­зу эрц­гер­цо­га Шти­рии Кар­ла II [на­зван его име­нем; нем. назв. – Карл­штадт (Karl­stadt)] для за­щи­ты вла­де­ний Габс­бур­гов от тур. втор­же­ний. Яв­лял­ся адм. цен­тром хорв. уча­ст­ка Во­ен­ной гра­ни­цы. Не­од­но­крат­но без­ус­пеш­но оса­ж­дал­ся тур­ка­ми. В 1778 по­лу­чил гор. пра­во, в 1781 – герб и ста­тус воль­но­го ко­ро­лев­ско­го го­ро­да. В 19 – нач. 20 вв. стал од­ним из важ­ней­ших тор­го­вых и пром. цен­тров Хор­ва­тии, вхо­див­шей в со­став Венг. ко­ро­лев­ст­ва Австр. им­пе­рии (с 1867 Ав­ст­ро-Венг­рии) [венг. назв. Ка­ро­ли­ва­рош (Károly­vá­ros)]. С 1918 в Ко­ро­лев­ст­ве сер­бов, хор­ва­тов и сло­вен­цев (с 1929 Юго­сла­вия), в 1941–45 в т. н. Не­за­ви­си­мом гос-ве Хор­ва­тия, за­тем вновь в со­ста­ве Юго­сла­вии, с 1991 в Рес­пуб­ли­ке Хор­ва­тия.

Центр. часть го­ро­да – Звез­да, рас­по­ло­жен­ная ме­ж­ду ре­ка­ми Ку­па и Ко­ра­на, в пла­не со­хра­ни­ла очер­та­ния быв. кре­по­сти (в фор­ме шес­ти­ко­неч­ной звез­ды). В чис­ле со­хра­нив­ших­ся эле­мен­тов обо­ро­нит. ком­плек­са – Ста­рые (Ту­рец­кие) во­ро­та. На гл. пло­ща­ди – со­ору­же­ния в сти­ле ба­рок­ко: ка­то­лич. ц. Пре­свя­той Трои­цы (1580), фран­ци­скан­ский мо­на­стырь (17 в., ча­со­вая баш­ня – 1795), Чум­ная ко­лон­на (1691). В зап. час­ти го­ро­да – руи­ны ча­сов­ни (17 в.), ка­то­лич. ц. Св. Ио­си­фа – по­кро­ви­те­ля го­ро­да (1968–75). Руи­ны пра­во­слав­ной со­бор­ной ц. Свт. Ни­ко­лая (1785–87; взор­ва­на ус­та­ша­ми в 1992). Па­мят­ни­ки гражд. ар­хи­тек­ту­ры: зда­ния гор. му­зея (17 в.), гор. упра­вы (1763), муз. шко­лы (1804), гор. те­ат­ра («Зо­рин дом»; 1892). Парк им. Врба­ни­ча (1886). В чер­те го­ро­да (к за­па­ду от це­нт­ра) кре­пость Ду­бо­вац (13–15 вв.) – ме­сто про­ве­де­ния фе­сти­ва­лей и др. Гор. б-ка (1838). Му­зеи: го­род­ской; вой­ны 1991–95; га­ле­рея худ. В. Ка­ра­са. Ка­мер­ный ор­кестр (1987). Еже­год­но про­во­дят­ся Ме­ж­ду­нар. фольк­лор­ный фес­ти­валь (с 1998), фес­ти­валь пи­ва («Пив­ные дни»). В К. про­хо­ди­ли мат­чи чем­пио­на­тов ми­ра (1970) и Ев­ро­пы (1975) по бас­кет­бо­лу, чем­пио­на­та ми­ра по ганд­бо­лу сре­ди жен­щин (2003).

Про­из-во па­ро­вых тур­бин (франц. ком­па­ния «Alstom») и авиац. дви­га­те­лей (хорв. фир­ма TPT) на пло­ща­дях быв. за­во­да «Юго­тур­би­на». Пред­при­ятия по вы­пус­ку элек­трон­ных ком­по­нен­тов, ин­ст­ру­мен­тов, ме­тал­ло­из­де­лий; чу­гу­но­ли­тей­ное про­из-во (в го­ро­де-спут­ни­ке Ду­га-Ре­са). Про­из-во пром. га­зов (австр. ком­па­ния «Linde»), стро­ит. ма­те­риа­лов («Wienerberger»). Тек­стиль­ная пром-сть – шер­стя­ные (в К.) и хлоп­ча­то­бу­маж­ные (в г. Ду­га-Ре­са) тка­ни; ко­же­вен­ные, де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щие пред­при­ятия. Раз­ви­та пи­ще­вая (хле­бо­бу­лоч­ная, мяс­ная, мо­лоч­ная) пром-сть; один из круп­ней­ших в стра­не пи­во­ва­рен­ных за­во­дов «Karlo­vacka Pivovara» (при­над­ле­жит ни­дерл. кон­цер­ну «Heineken»; вы­пус­ка­ет так­же без­ал­ко­голь­ные на­пит­ки).

К вос­то­ку от К.– Эт­но­гра­фич. му­зей под от­кры­тым не­бом в Ре­чи­це (1995).

Вернуться к началу