КАЛЬЯ́О
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАЛЬЯ́О (Callao), город в Перу, в адм. отношении образует особую адм. единицу – конституционную пров. Кальяо. Нас. ок. 390 тыс. чел. (в провинции 849,6 тыс. чел., 2008). Входит в столичную агломерацию Лимы (сливается с ней на востоке). Расположен на побережье Тихого ок., на узкой полосе прибрежной низменности, п-ове и мысе Ла-Пунта. Крупный транспортный узел. Железной дорогой связан с Лимой (далее на г. Ороя, откуда расходятся ветки к северу – на Серро-де-Паско, и к югу – на Уанкайо – Уанкавелика). Автотрасса, проходящая вдоль тихоокеанского побережья (часть Панамериканского шоссе), соединяет К. с др. городами Перу. Междунар. аэропорт Хорхе Чaвес (обслуживает агломерацию Лимы). К. – «морские ворота» Перу, аванпорт Лимы. Крупнейший торговый и главный рыболовный порт страны. Через К. проходит ок. 3/4 экспортных (нефть и нефтепродукты, цветные металлы и железорудные концентраты, хлопок, сахар и кофе) и импортных грузов. Действует контейнерный терминал (887 тыс. контейнеров ДФЭ, 2005). В нач. 21 в. при участии иностр. и частных нац. компаний осуществляются реконструкция и технич. переоснащение порта К.; строятся (2008) 2 новых контейнерных терминала (после окончания работ мощность порта возрастёт вдвое).
Основан в 1537 Ф. Писарро. В 16–18 вв. гл. исп. порт на зап. побережье Юж. Америки. В 1578 разграблен англ. пиратами во главе с Ф. Дрейком. Статус города с 1671. В 1746 был почти полностью разрушен цунами (из 5 тыс. жит. уцелели ок. 200 чел.), позднее отстроен заново. С 1826 в составе независимого Перу. В 1851 К. был соединён ж.-д. линией с Лимой. В период Тихоокеанских войн 1864–66, 1879–84 подвергался бомбардировкам испанцев (1866), в 1881 захвачен чилийцами. По Анконскому мирному договору 1883 возвращён в состав Перу. Сильно пострадал в результате землетрясения 1940.
Для северо-западной, юго-западной и южной частей города характерна типичная для городов Лат. Америки шахматная структура застройки, в центр. части она нарушается. Сохранились: крепость Реаль-Фелипе (18 в., завершена в 1774, перестроена в нач. 19 в.; с 1946 Музей воен. истории Перу), церкви – Сан-Хуан-Боско, Непорочного зачатия Девы Марии, Сан-Хосe, Санта-Роса (все 19 в.).
Католич. ун-т Кальяо, Нац. ун-т Кальяо (1966); Навигац. школа Перу (1914); Воен.-мор. школа Перу, Школа капитанов торгового флота, Олимпийская академия Пунтенья. Среди науч. учреждений – Ин-т моря (1964). Муниципальная б-ка (1936). Военно-морской музей Перу (1958). Муниципальный театр.
К. – крупный индустриальный центр. Функционирование б. ч. пром. предприятий города связано с портом. В портовой зоне сосредоточены мощные холодильные ёмкости для хранения с.-х. продукции (в т. ч. мяса) и рыбы; крупнейшие в Перу судоремонтные предприятия с многочисл. сухими доками. Крупный нефтеперерабатывающий завод, произ-во навигац. оборудования («Servicio Industrial de la Marina»). Предприятия химической (произ-во минер. удобрений), лёгкой (гл. обр. текстильной), пищевой (в т. ч. пищевые концентраты, консервы, напитки, шоколад) и рыбной пром-сти. Энергоснабжение города осуществляет ТЭС «Santa-Rosa».
На сев. побережье мыса Ла-Пунта– оздоровительный сектор Чукуито, где расположены многочисл. спортивные клубы (в т. ч. яхт-клубы); вдоль побережья – пляжи Кантолао, Малекон, Аренильяс, Сан-Лоренсо и Эль-Фронтон. Близ К., в местечке Кармен-де-ла-Лагуа, – ц. Богоматери (кон. 18 в.). В районе К. – гл. военно-морская база Перу.