Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИНКО́У

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 390

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Н. Самбурова (экономика)

ИНКО́У, го­род в сев.-вост. час­ти Ки­тая, в пров. Ляо­нин. Нас. 609,6 тыс. чел. (в аг­ло­ме­ра­ции 743 тыс. чел.; 2007). Рас­по­ло­жен при впа­де­нии р. Ляо­хэ в Ляо­дун­ский зал. Жёл­то­го мо­ря. Узел ав­то­до­рог. Ж.-д. стан­ция на ма­ги­ст­ра­ли Шэнь­ян – Да­лянь. Мор. порт (ста­рый порт в цен­тре И. и но­вый порт Ба­юй­цю­ань в зо­не эко­но­мического и тех­но­ло­гичес­ко­го раз­ви­тия; сум­мар­ный гру­зо­обо­рот св. 95 млн. т и 1 млн. кон­тей­не­ров ДФЭ в 2006; вхо­дит в де­сят­ку круп­ней­ших пор­тов Ки­тая).

Раз­ви­вал­ся с нач. 19 в. как мор. порт; иг­рал важ­ную роль в эко­но­мич. жиз­ни Юж. Мань­чжу­рии. Име­но­вал­ся так­же Нью-Чжу­ан (Ньюч­ванг) по назв. кит. по­се­ле­ния, рас­по­ло­жен­но­го вы­ше по те­че­нию р. Ляо­хэ. По Тянь­цзинь­ско­му трак­та­ту 1858 от­крыт для ме­ж­ду­нар. тор­гов­ли, по­сле че­го в го­ро­де воз­ник ев­роп. квар­тал, вклю­чав­ший рус. по­се­ле­ние. В пе­ри­од ки­тай­ско-япон­ской вой­ны 1894–95 вре­мен­но ок­ку­пи­ро­ван япон. ар­ми­ей. В 1899 в И. уч­ре­ж­де­но рос. кон­суль­ст­во. Ле­том 1900 при по­дав­ле­нии «Бок­сёр­ско­го вос­ста­ния» (см. Ихэ­ту­ань) взят под кон­троль рус. вой­ска­ми. Рос. пра­ви­тель­ст­во уч­ре­ди­ло в И. врем. гра­до­на­чаль­ст­во, про­из­во­див­шее в чис­ле про­че­го сбор та­мо­жен­ных по­шлин и на­блю­де­ние над са­ни­тар­ным со­стоя­ни­ем рай­она. С по­строй­кой в 1897–1903 Ки­тай­ско-Вос­точ­ной ж. д. (см. Ки­тай­ская Чан­чунь­ская же­лез­ная до­ро­га) И. – круп­ная ж.-д. стан­ция. В хо­де рус­ско-япон­ской вой­ны 1904–05 за­хва­чен япон. вой­ска­ми (12.7.1904). В но­яб. 1906 пе­ре­дан япон­ца­ми кит. вла­стям. В 1931 ок­ку­пи­ро­ван Япо­ни­ей, с 1932 в со­ста­ве ма­рио­не­точ­но­го гос-ва Мань­чжоу-го. Ос­во­бо­ж­дён Крас­ной Ар­ми­ей в хо­де Мань­чжур­ской опе­ра­ции 1945. С 1949 в со­ста­ве КНР. В 1985 для при­вле­че­ния иностр. ин­ве­сти­ций и раз­ви­тия тор­гов­ли И. объ­яв­лен кит. пра­ви­тель­ст­вом од­ной из зон эко­но­мич. и тех­но­ло­гич. раз­ви­тия. Буд­дий­ский храм Лэнъя (один из 4 круп­ней­ших буд­дий­ских хра­мов се­ве­ро-вос­то­ка Ки­тая). Универ­си­тет, с.-х. кол­ледж.

И. – один из наи­бо­лее ди­на­мич­но раз­ви­ваю­щих­ся эко­но­мич. цен­тров Сев.-Вост. Ки­тая. Дей­ст­ву­ют св. 4 тыс. пром. пред­при­ятий (бо­лее 90% – ча­ст­ные), Парк вы­со­ких тех­но­ло­гий. Ве­ду­щие от­рас­ли пром-сти – ме­тал­лур­гия (ок. 20 млн. т лис­то­вой ста­ли в год), неф­те­химия, ма­ши­но­строе­ние (ме­тал­лур­гиче­ское обо­ру­до­ва­ние, стан­ки, элек­тро­тех­ническая и элек­трон­ная про­дук­ция, вклю­чая бы­то­вую тех­ни­ку, по­ли­гра­фи­ческое обо­ру­до­ва­ние, ав­то­зап­ча­сти). Су­до­строе­ние и су­до­ре­монт. Пред­при­ятия пи­ще­вой (в т. ч. про­из­вод­ст­во со­ли – св. 800 тыс. т в год), фар­ма­цев­ти­чес­кой, тек­стиль­ной, цел­лю­лоз­но-бу­маж­ной пром-сти; та­бач­ная фаб­ри­ка. Про­из-во муз. ин­ст­ру­мен­тов (И. – один из ве­ду­щих в Ки­тае цен­тров по вы­пус­ку пиа­ни­но), ог­не­упор­ных ма­те­риа­лов на ос­но­ве маг­не­зи­та.

Близ го­ро­да–до­бы­ча маг­не­зи­та (круп­ней­шее ме­сто­ро­ж­де­ние– Да­ши­цяо), неф­ти, при­род­но­го га­за.

Вернуться к началу