Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЖОХО́Р-БА́РУ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 680

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Мазеин

ДЖОХО́Р-БА́РУ, Но­вый Джо­хор (Johor Bahru, Johor Baharu), го­род в Ма­лай­зии, адм. центр шта­та (сул­та­на­та) Джо­хор. Нас. 876,0 тыс. чел. (2007), c при­го­ро­да­ми св. 1,8 млн. чел. (45% – ма­лай­цы, 42% – эт­нич. ки­тай­цы – хуа­цяо, 9% – по­том­ки вы­ход­цев из Ин­дии). Рас­по­ло­жен на юге п-ова Ма­лак­ка, на сев. бе­ре­гу прол. Джо­хор, от­де­ляю­ще­го Ма­лай­зию от Син­га­пу­ра. Вхо­дит в транс­гра­нич­ную гор. аг­ло­ме­ра­цию Син­га­пур – Джо­хор-Ба­ру с нас. 5490,7 тыс. чел. Круп­ный транс­порт­ный узел. Со­еди­нён с Син­га­пу­ром дам­бой (1924; дли­на 1056 м, шес­ти­по­лос­ная ав­то­стра­да, ж.-д. со­об­ще­ние). Узел совр. ав­то­ма­ги­ст­ра­лей. Мор. порт (экс­порт кау­чу­ка, паль­мо­во­го мас­ла, фрук­тов, бок­си­тов и др.); круп­ней­ший кон­тей­нер­ный порт Ма­лай­зии Тан­д­жунг-Пе­ле­пас (к за­па­ду от Д.-Б.; гру­зо­обо­рот ок. 4,5 млн. кон­тей­не­ров ДФЭ в 2005). Меж­ду­нар. аэ­ро­порт Се­най.

Воз­ник в 1855 как ма­лай­ское ры­ба­чье по­се­ле­ние Танд­жунг-Пут­ри. В 1866 сул­тан Абу Ба­кар пе­ре­нёс сю­да сто­ли­цу сул­та­на­та Джо­хор, на­зван­ную Д.-Б. С сер. 20 в. раз­ви­ва­ет­ся как ин­ду­ст­ри­аль­ный го­род-спут­ник Син­га­пу­ра.

Де­ло­вой центр рас­по­ло­жен в юж. час­ти го­ро­да, близ бе­ре­га прол. Джо­хор. В центр. час­ти Д.-Б. со­хра­ни­лись дво­рец Ис­та­на-Бе­сар (1866), дво­рец Бу­кит-Се­ре­не (1933), зда­ние Гос. сек­ре­та­риа­та, не­оре­нес­сан­сная ме­четь Абу Ба­ка­ра (1892). Му­зей сул­та­на Абу Ба­ка­ра. Бо­та­нич. сад, зоо­парк.

Джохор-Бару. Дворец Истана-Бесар. 1866.

Один из наи­бо­лее бы­ст­ро­ра­сту­щих эко­но­мич. цен­тров Ма­лай­зии (3-й по зна­чи­мо­сти по­сле гор. аг­ло­ме­ра­ций Куа­ла-Лум­пу­ра и Пи­нан­га), гл. ре­гио­наль­ный по­люс рос­та юга стра­ны. Св. 1/2 ра­бо­таю­щих за­ня­ты в пром-сти, зна­чит. чис­ло жи­те­лей со­вер­ша­ют еже­днев­ные по­езд­ки на ра­бо­ту в Син­га­пур. В эко­но­ми­ке до­ми­ни­ру­ет син­га­пур­ский ка­пи­тал. Д.-Б. – один из важ­ней­ших ми­ро­вых цен­тров об­ра­бот­ки на­ту­раль­но­го кау­чу­ка. За­вод по про­из-ву бе­лой жес­ти, ав­то­сбо­роч­ное пред­при­ятие кор­по­ра­ции «Ge­neral Motors». Тор­го­вый и транс­порт­но-рас­пре­де­ли­тель­ный (ло­ги­сти­че­ский) центр (в т. ч. центр снаб­же­ния Син­га­пу­ра про­до­воль­ст­вен­ны­ми то­ва­ра­ми). Ту­ризм (еже­год­но ок. 10 млн. иностр. ту­ри­стов – ок. 60% всех по­се­щаю­щих Ма­лай­зию, гл. обр. гра­ж­да­не Син­га­пу­ра). Круп­ные ком­плек­сы роз­нич­ной тор­гов­ли и тор­го­вые рай­оны (в пер­вую оче­редь рас­счи­та­ны на при­ез­жаю­щих из Син­га­пу­ра, для ко­то­рых вы­год­нее со­вер­шать по­куп­ки в Д.-Б.).

К вос­то­ку от Д.-Б. – сво­бод­ные эко­но­мич. зо­ны Па­сир-Гу­данг и Танд­жунг-­Ланг­сат (пред­при­ятия неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щей, хи­мич. пром-сти – про­из-во эти­ле­на, про­пи­ле­на и их про­из­вод­ных; су­до­строе­ние); к се­ве­ру и се­ве­ро-за­па­ду от Д.-Б. – сво­бод­ные эко­но­мич. зо­ны Се­най, Ску­дай, Теб­рау, Там­пой, Ку­лай, где дей­ст­ву­ют пред­при­ятия элек­трон­ной (пре­им. при­над­ле­жат амер. и япон. ТНК), а так­же тек­стиль­ной, мас­ло­бой­ной, пло­до­ово­ще­кон­серв­ной (про­из-во кон­сер­ви­ров. ана­на­сов и др.), де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щей про­мыш­лен­но­сти.

Вернуться к началу