ДЖАКА́РТА
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЖАКА́РТА (Jakarta, Djakarta), столица и крупнейший город Индонезии; выделен (1966) в особый столичный район, приравненный по статусу к провинции. Нас. 8568,8 тыс. чел. (2007; 115 тыс. в 1900, 1432 тыс. в 1950, 8389,4 тыс. в 2000); ок. 6% нас. – этнич. китайцы-«хуацяо». Образует гор. агломерацию с нас. 18267,2 тыс. чел. – св. 8% общей численности нас. страны (2007; 13,1 млн. чел. в 1990, 16,0 млн. чел. в 2000); крупнейшие города агломерации: Бекаси, Тангеранг, Депок, Богор. Особый столичный район Д. вместе с прилегающими округами пров. Зап. Ява (Богор, Тангеранг, Бекаси) образуют т. н. мегалополис Джаботабек с нас. св. 23 млн. чел. (2007). Расположен на северо-западе о. Ява, на прибрежной низменности, при впадении р. Чиливунг в бухту Джакарта Яванского м. (включает о-ва Серибу).
Д. – гл. политич., экономич. и культурный центр страны. Крупнейший узел железных (3 луча ж.-д. линий) и автомобильных дорог. Гл. мор. порт Индонезии – Танджунг-Приок (грузооборот ок. 20 млн. т в год; ок. 1/3 стоимости экспорта и св. 1/2 импорта страны в нач. 21 в.). Междунар. аэропорт Сукарно-Хатта, аэропорт Халим-Перданакусума.
Поселение на месте Д. существовало предположительно с 5 в. В 1527 после победы, одержанной на этом месте султаном Бантама над португальцами, расположенное там селение Сунда-Келапа было присоединено к Бантаму и получило назв. Джаякерта (в переводе с малайского – «город благополучной победы»). В нач. 17 в. селение разрушено голландцами, которые в 1619 выстроили на его месте крепость, названную Батавией. Выросший вокруг неё город в 1621 получил то же название. До 1732 там располагалась резиденция генерал-губернатора нидерл. Ост-Индской компании, впоследствии нидерл. гос. колониальной администрации. В 1811–16 город контролировался англичанами. С нач. 20 в. Батавия становится крупнейшим центром индонез. национально-освободит. движения. 17.8.1945 здесь была провозглашена независимость Индонезии со столицей в Батавии. В 1946 из-за начатых колонизаторами воен. действий столица была временно перенесена в Джокьякарту, в 1949 вновь возвращена в Батавию, переименованную в Д.
Город развивался с севера на юг, что отразилось на его планировке. Историч. центр (близ мор. побережья) сохраняет многие черты голл. колониальной архитектуры (район Кота с каналом Кали-Бесар: дома 17–18 вв., Пенангские ворота, 1671; португ. церковь, 1693–96; дом генерал-губернатора, 1708; Старая ратуша, 1710–12) и традиц. индонез. застройки (расположенные к северу от Коты район Пасар-Икан и гавань Сунда-Келапа). С юга к историч. центру примыкает кит. квартал Глодок; далее к югу расположен правительств. и деловой район (площадь Свободы с Дворцом президента в стиле неоклассицизма). Ещё южнее находится совр. деловой центр – т. н. Золотой треугольник. Вдоль гл. планировочной оси Д. сосредоточены жилые районы. Значит. часть города занята кварталами одноэтажных жилых домов сельского типа (кампунгами). Среди построек 2-й пол. 20 – нач. 21 вв.: Мин-во иностр. дел (1958), спортивный комплекс (1956–62, арх. Р. И. Семерджиев и др.), госпиталь (1962–63, арх. Л. А. Гришаев); мечети Истикляль (1984, арх. Ф. Силабан), Нурул-Худа (2000, арх. Р. Мартунус); офисное здание Дхармала-Груп (1986, арх. П. Рудольф), здание банка Табунган-Негара (1992), здание парламента, Индонез. культурный центр (2001, арх. А. Матин). Нац. монумент независимости (бронза, 1961–1975, скульптор М. Г. Манизер, арх. И. Е. Рожин) на пл. Свободы.
Науч. исследования в Д. ведут Ин-т малярии (1920), Центр. ин-т исследований проказы (1935), Индонез. ин-т науч. исследований (1967), Центр. исследовательский ин-т садоводства, Индонез. ин-т механики, Нац. исследовательский центр археологии и др. Нац. академия театра (1955). В Д. находится св. 100 высших учебных заведений, в т. ч. Индонез. ун-т (1950), ун-т Трисакти (1965), ун-т Тербука (1984), Нац. технологич. ин-т; среди частных вузов – ун-т им. 17 августа 1945 (1962), исламский (1951) и католический (1960) ун-ты и др. Б-ка политической и социальной истории (1952), Нац. б-ка (1980). Музеи: Нац. историч. (основан в 1778; археологич., этнографич., худож. собрание), Вооруж. сил Индонезии (1972), истории Д. (1974; в здании 1627), Ваянга (кукол; 1975), изящных искусств (1976), морской (1977), историч., традиц. индонез. архитектуры «Таман Мини», текстиля и др. Национальная галерея (1958). Театры: «Кома», «Кечил», «Мандири», «Популер», «Бенгкел», «Лисендра Буана», «Лембага» и др. Проводится кинофестиваль стран Азии и Африки. Один из крупнейших стадионов мира «Гелора Бунг Карно» (ок. 100 тыс. мест). В 1962 в Д. проходили Азиатские игры, в 1979, 1987 и 1997 – Игры стран Юго-Вост. Азии.
Особый столичный район Д. в сер. 2000-х гг. производит св. 15% ВВП страны, аккумулирует ок. 20% объёма прямых иностр. инвестиций в экономику Индонезии. В структуре ВРП Д. отрасли сферы услуг составляют ок. 65% (2004; в т. ч. 23% – торговля, гостиничное хозяйство и обществ. питание, 22% – финансы и бизнес-услуги, 9% – транспорт и связь, 11% – пр. отрасли, включая обслуживание гос. аппарата), пром-сть – ок. 23% (в т. ч. электроэнергетика, водо- и газоснабжение – 1,5%), строительство – 12%. В сфере услуг занято 77% работающих (в т. ч. в торговле – 35%), в пром-сти – 17%, в строительстве – 6%. В структуре экономики пригородов Д. (округа Бекаси, Богор, Тангеранг) на сферу услуг приходится 49% ВРП (2004; в т. ч. на торговлю – 26%, транспорт – 9%, образование, здравоохранение и др. отрасли – 14%), пром-сть – 27%, строительство – 8%, с. х-во – 16%.
Сфера услуг Д. аккумулирует до 9/10 всего объёма инвестиций, направляемых на развитие экономики особого столичного района. В Д. расположены высшие органы исполнительной, законодательной и судебной власти страны. Джакартская фондовая биржа (1951) занимает 2-е место в Юго-Вост. Азии (после Сингапурской) по объёму торгов. В Д. находятся: головные офисы ведущих индонез. банков – Банк Индонезии (центр. банк страны), «Mandiri» (крупнейший в стране по размерам активов – ок. 25 млрд. долл., 2005), «Lippo Banking Group», «Danamon», «Bank Rakyat Indonesia» и др.; представительства крупнейших иностр. банков (в т. ч. амер. «Citigroup», «Morgan Stanley», «Goldman Sachs»; голл. «ABN AMRO», герм. «Deutsche Bank»). Здесь расположены штаб-квартиры большинства нац. компаний и финансово-пром. объединений: «Pertamina» (крупнейшая гос. монополия, нефтяная и газовая пром-сть), «Salim Group» (пищевая пром-сть и лесозаготовки), «Matahari» и «Metro Supermarket Realty Terbuka» (сети розничной торговли), «Pelni» (мор. перевозки), «BULOG» (логистика и др.), «PT Infomedia Nusantara» (телекоммуникации), «Kompas-Gramedia Group» и «Lippo Group» (многоотраслевые конгломераты) и др.; головные представительства иностр. корпораций, оперирующих в Индонезии, в т. ч.: нефтяных ТНК («ExxonMobil» и «Shell»), горнодобывающих («BHP Billiton» и «Rio Tinto»), а также япон. ТНК «Toyota», «Mitsubishi», «Honda», «Sumitomo», франц. «Danone».
Ок. 3/4 объёма пром. инвестиций агломерации Д. приходится на долю пригородов. Гл. пром. зоны расположены в округах Тангеранг и Бекаси. Ведущие отрасли пром-сти – машиностроение (65% добавленной стоимости пром. продукции в 2004, в т. ч. транспортное – 60%), химическая и нефтеперерабатывающая (11,4%), швейная (8,7%), пищевая (5,3%), металлургическая (1,7%). Агломерация Д. – один из ведущих центров автомобильной (гл. обр. автосборочной) пром-сти Юго-Вост. Азии; ежегодно здесь собирают ок. 300 тыс. автомобилей, преим. япон. марок, а также нац. марки «Kijang» (принадлежит ТНК «Toyota»). Заводы крупнейших компаний автомобильной пром-сти страны – «Astra International» (сборка автомобилей «Toyota», «Honda», «Daihatsu», «Isuzu», «BMW», «Peugeot», «Nissan») и «Indomobil» (сборка автомобилей «Suzuki», «Nissan», «Volvo», «Mazda», «Ssang-Yong»). Судостроительные и судоремонтные верфи (преим. в особом столичном р-не), предприятия электронной, текстильной, обувной, швейной, целлюлозно-бумажной, нефтеперерабатывающей, резинотехнич. и шинной пром-сти; в Бекаси – завод по произ-ву изделий из алюминия компании «Indal».