Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЖАКА́РТА

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 627

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Мазеин (экономика); М. Ю. Ульянов (история)

ДЖАКА́РТА (Jakarta, Djakarta), сто­ли­ца и круп­ней­ший го­род Ин­до­не­зии; вы­де­лен (1966) в осо­бый сто­лич­ный рай­он, при­рав­нен­ный по ста­ту­су к про­вин­ции. Нас. 8568,8 тыс. чел. (2007; 115 тыс. в 1900, 1432 тыс. в 1950, 8389,4 тыс. в 2000); ок. 6% нас. – эт­нич. ки­тай­цы-«хуа­цяо». Об­ра­зу­ет гор. аг­ло­ме­ра­цию с нас. 18267,2 тыс. чел. – св. 8% об­щей чис­лен­но­сти нас. стра­ны (2007; 13,1 млн. чел. в 1990, 16,0 млн. чел. в 2000); круп­ней­шие го­ро­да аг­ло­ме­ра­ции: Бе­ка­си, Тан­ге­ранг, Де­пок, Бо­гор. Осо­бый сто­лич­ный рай­он Д. вме­сте с при­ле­гаю­щи­ми ок­ру­га­ми пров. Зап. Ява (Бо­гор, Тан­ге­ранг, Бе­ка­си) об­ра­зу­ют т. н. ме­га­ло­по­лис Джа­бо­та­бек с нас. св. 23 млн. чел. (2007). Рас­по­ло­жен на се­ве­ро-за­па­де о. Ява, на при­бреж­ной низ­мен­но­сти, при впа­де­нии р. Чи­ли­вунг в бух­ту Джа­кар­та Яван­ско­го м. (вклю­ча­ет о-ва Се­ри­бу).

Д. – гл. по­ли­тич., эко­но­мич. и куль­тур­ный центр стра­ны. Круп­ней­ший узел же­лез­ных (3 лу­ча ж.-д. ли­ний) и ав­то­мо­биль­ных до­рог. Гл. мор. порт Ин­до­не­зии – Танд­жунг-При­ок (гру­зо­обо­рот ок. 20 млн. т в год; ок. 1/3 стои­мо­сти экс­пор­та и св. 1/2 им­пор­та стра­ны в нач. 21 в.). Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт Су­кар­но-Хат­та, аэ­ро­порт Ха­лим-Пер­да­на­ку­су­ма.

По­се­ле­ние на мес­те Д. су­ще­ст­во­ва­ло пред­по­ло­жи­тель­но с 5 в. В 1527 по­сле по­бе­ды, одер­жан­ной на этом мес­те сул­та­ном Бан­та­ма над пор­ту­галь­ца­ми, рас­по­ло­жен­ное там се­ле­ние Сун­да-Ке­ла­па бы­ло при­сое­ди­не­но к Бан­та­му и по­лу­чи­ло назв. Джая­кер­та (в пе­ре­во­де с ма­лай­ско­го – «го­род бла­го­по­луч­ной по­бе­ды»). В нач. 17 в. се­ле­ние раз­ру­ше­но гол­ланд­ца­ми, ко­то­рые в 1619 вы­строи­ли на его мес­те кре­пость, на­зван­ную Ба­та­ви­ей. Вы­рос­ший во­круг неё го­род в 1621 по­лу­чил то же на­зва­ние. До 1732 там рас­по­ла­га­лась ре­зи­ден­ция ге­не­рал-гу­бер­на­то­ра ни­дерл. Ост-Инд­ской ком­па­нии, впо­след­ст­вии ни­дерл. гос. ко­ло­ни­аль­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции. В 1811–16 го­род кон­тро­ли­ро­вал­ся анг­ли­ча­на­ми. С нач. 20 в. Ба­та­вия ста­но­вит­ся круп­ней­шим цен­тром ин­до­нез. на­цио­наль­но-ос­во­бо­дит. дви­же­ния. 17.8.1945 здесь бы­ла про­воз­гла­ше­на не­за­ви­си­мость Ин­до­не­зии со сто­ли­цей в Ба­та­вии. В 1946 из-за на­ча­тых ко­ло­ни­за­то­ра­ми во­ен. дей­ст­вий сто­ли­ца бы­ла вре­мен­но пе­ре­не­се­на в Джокь­я­кар­ту, в 1949 вновь воз­вра­ще­на в Ба­та­вию, пе­ре­име­но­ван­ную в Д.

Джакарта. Вид делового центра. Фото Н. В. Мазеина

Го­род раз­ви­вал­ся с се­ве­ра на юг, что от­ра­зи­лось на его пла­ни­ров­ке. Ис­то­рич. центр (близ мор. по­бе­ре­жья) со­хра­ня­ет мно­гие чер­ты голл. ко­ло­ни­аль­ной ар­хи­тек­ту­ры (рай­он Ко­та с ка­на­лом Ка­ли-Бе­сар: до­ма 17–18 вв., Пе­нанг­ские во­ро­та, 1671; пор­туг. цер­ковь, 1693–96; дом ге­не­рал-гу­бер­на­то­ра, 1708; Ста­рая ра­ту­ша, 1710–12) и тра­диц. ин­до­нез. за­строй­ки (рас­по­ло­жен­ные к се­ве­ру от Ко­ты рай­он Па­сар-Икан и га­вань Сун­да-Ке­ла­па). С юга к ис­то­рич. цен­тру при­мы­ка­ет кит. квар­тал Гло­док; да­лее к югу рас­по­ло­жен пра­ви­тельств. и де­ло­вой рай­он (пло­щадь Сво­бо­ды с Двор­цом пре­зи­ден­та в сти­ле не­оклас­си­циз­ма). Ещё юж­нее на­хо­дит­ся совр. де­ло­вой центр – т. н. Зо­ло­той тре­уголь­ник. Вдоль гл. пла­ни­ро­воч­ной оси Д. со­сре­до­то­че­ны жи­лые рай­оны. Зна­чит. часть го­ро­да за­ня­та квар­та­ла­ми од­но­этаж­ных жи­лых до­мов сель­ско­го ти­па (кам­пун­га­ми). Сре­ди по­стро­ек 2-й пол. 20 – нач. 21 вв.: Мин-во иностр. дел (1958), спор­тив­ный ком­плекс (1956–62, арх. Р. И. Се­мерд­жи­ев и др.), гос­пи­таль (1962–63, арх. Л. А. Гри­ша­ев); ме­че­ти Ис­тик­ляль (1984, арх. Ф. Си­ла­бан), Ну­рул-Ху­да (2000, арх. Р. Мар­ту­нус); офис­ное зда­ние Дхар­ма­ла-Груп (1986, арх. П. Ру­дольф), зда­ние бан­ка Та­бун­ган-Не­га­ра (1992), зда­ние пар­ла­мен­та, Индонез. куль­тур­ный центр (2001, арх. А. Ма­тин). Нац. мо­ну­мент не­за­виси­мо­сти (брон­за, 1961–1975, скульп­тор М. Г. Ма­ни­зер, арх. И. Е. Ро­жин) на пл. Сво­бо­ды.

Джакарта. Вид на мечеть Истикляль.

На­уч. ис­сле­до­ва­ния в Д. ве­дут Ин-т ма­ля­рии (1920), Центр. ин-т ис­сле­до­ва­ний про­ка­зы (1935), Ин­до­нез. ин-т на­уч. ис­сле­до­ва­ний (1967), Центр. ис­сле­до­ва­тель­ский ин-т са­до­вод­ст­ва, Ин­до­нез. ин-т ме­ха­ни­ки, Нац. ис­сле­до­ва­тель­ский центр ар­хео­ло­гии и др. Нац. ака­де­мия те­ат­ра (1955). В Д. на­хо­дит­ся св. 100 выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний, в т. ч. Ин­до­нез. ун-т (1950), ун-т Три­сак­ти (1965), ун-т Тер­бу­ка (1984), Нац. тех­но­ло­гич. ин-т; сре­ди ча­ст­ных ву­зов – ун-т им. 17 ав­гу­ста 1945 (1962), ис­лам­ский (1951) и ка­то­лический (1960) ун-ты и др. Б-ка по­ли­тической и со­ци­аль­ной ис­то­рии (1952), Нац. б-ка (1980). Му­зеи: Нац. ис­то­рич. (ос­но­ван в 1778; ар­хео­ло­гич., эт­но­гра­фич., ху­дож. со­б­ра­ние), Во­оруж. сил Ин­до­не­зии (1972), ис­то­рии Д. (1974; в зда­нии 1627), Ва­ян­га (ку­кол; 1975), изящ­ных ис­кусств (1976), мор­ской (1977), ис­то­рич., тра­диц. ин­до­нез. ар­хи­тек­ту­ры «Та­ман Ми­ни», тек­сти­ля и др. Национальная га­ле­рея (1958). Те­ат­ры: «Ко­ма», «Ке­чил», «Ман­ди­ри», «По­пу­лер», «Бен­гкел», «Ли­сен­д­ра Буа­на», «Лем­ба­га» и др. Про­во­дит­ся ки­но­фес­ти­валь стран Азии и Аф­ри­ки. Один из круп­ней­ших ста­дио­нов ми­ра «Ге­ло­ра Бунг Кар­но» (ок. 100 тыс. мест). В 1962 в Д. про­хо­ди­ли Ази­ат­ские иг­ры, в 1979, 1987 и 1997 – Иг­ры стран Юго-Вост. Азии.

Осо­бый сто­лич­ный рай­он Д. в сер. 2000-х гг. про­из­во­дит св. 15% ВВП стра­ны, ак­ку­му­ли­ру­ет ок. 20% объ­ё­ма пря­мых иностр. ин­ве­сти­ций в эко­но­ми­ку Ин­до­не­зии. В струк­ту­ре ВРП Д. от­рас­ли сфе­ры ус­луг со­став­ля­ют ок. 65% (2004; в т. ч. 23% – тор­гов­ля, гос­ти­нич­ное хо­зяй­ст­во и об­ществ. пи­та­ние, 22% – фи­нан­сы и биз­нес-ус­лу­ги, 9% – транс­порт и связь, 11% – пр. от­рас­ли, вклю­чая об­слу­жи­ва­ние гос. ап­па­ра­та), пром-сть – ок. 23% (в т. ч. элек­тро­энер­ге­ти­ка, во­до- и га­зо­снаб­же­ние – 1,5%), строи­тель­ст­во – 12%. В сфе­ре ус­луг за­ня­то 77% ра­бо­таю­щих (в т. ч. в тор­гов­ле – 35%), в пром-сти – 17%, в строи­тель­ст­ве – 6%. В струк­ту­ре эко­но­ми­ки при­го­ро­дов Д. (ок­ру­га Бе­ка­си, Бо­гор, Тан­ге­ранг) на сфе­ру ус­луг при­хо­дит­ся 49% ВРП (2004; в т. ч. на тор­гов­лю – 26%, транс­порт – 9%, об­ра­зо­ва­ние, здра­во­охра­не­ние и др. от­рас­ли – 14%), пром-сть – 27%, строи­тель­ст­во – 8%, с. х-во – 16%.

Сфе­ра ус­луг Д. ак­ку­му­ли­ру­ет до 9/10 все­го объ­ё­ма ин­ве­сти­ций, на­прав­ляе­мых на раз­ви­тие эко­но­ми­ки осо­бо­го сто­лич­но­го рай­она. В Д. рас­по­ло­же­ны выс­шие ор­га­ны ис­пол­ни­тель­ной, за­ко­но­да­тель­ной и су­деб­ной вла­сти стра­ны. Джа­карт­ская фон­до­вая бир­жа (1951) за­ни­ма­ет 2-е ме­сто в Юго-Вост. Азии (по­сле Син­га­пур­ской) по объ­ё­му тор­гов. В Д. на­хо­дят­ся: го­лов­ные офи­сы ве­ду­щих ин­до­нез. бан­ков – Банк Ин­до­не­зии (центр. банк стра­ны), «Mandiri» (круп­ней­ший в стра­не по раз­ме­рам ак­ти­вов – ок. 25 млрд. долл., 2005), «Lippo Banking Group», «Danamon», «Bank Rakyat Indonesia» и др.; пред­ста­ви­тель­ст­ва круп­ней­ших иностр. бан­ков (в т. ч. амер. «Citigroup», «Morgan Stanley», «Gold­man Sachs»; голл. «ABN AMRO», герм. «Deutsche Bank»). Здесь рас­по­ло­же­ны штаб-квар­ти­ры боль­шин­ст­ва нац. ком­па­ний и фи­нан­со­во-пром. объ­е­ди­не­ний: «Pertamina» (круп­ней­шая гос. мо­но­по­лия, неф­тя­ная и га­зо­вая пром-сть), «Salim Group» (пи­ще­вая пром-сть и ле­со­за­го­тов­ки), «Matahari» и «Metro Supermarket Realty Terbuka» (се­ти роз­нич­ной тор­гов­ли), «Pelni» (мор. пе­ре­воз­ки), «BULOG» (ло­ги­сти­ка и др.), «PT Infomedia Nusantara» (те­ле­ком­му­ни­ка­ции), «Kompas-Gramedia Group» и «Lip­po Group» (мно­го­от­рас­ле­вые конг­ло­ме­ра­ты) и др.; го­лов­ные пред­ста­ви­тель­ства иностр. кор­по­ра­ций, опе­ри­рую­щих в Ин­до­не­зии, в т. ч.: неф­тя­ных ТНК («ExxonMobil» и «Shell»), гор­но­до­бы­ваю­щих («BHP Billiton» и «Rio Tin­to»), а так­же япон. ТНК «Toyota», «Mitsu­bishi», «Honda», «Sumito­mo», франц. «Danone».

Ок. 3/4 объ­ё­ма пром. ин­ве­сти­ций аг­ломе­ра­ции Д. при­хо­дит­ся на до­лю при­го­ро­дов. Гл. пром. зо­ны рас­по­ло­же­ны в ок­ру­гах Тан­ге­ранг и Бе­ка­си. Ве­ду­щие от­рас­ли пром-сти – ма­ши­но­строе­ние (65% до­бав­лен­ной стои­мо­сти пром. про­дук­ции в 2004, в т. ч. транс­порт­ное – 60%), хи­ми­че­ская и неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щая (11,4%), швей­ная (8,7%), пи­ще­вая (5,3%), ме­тал­лур­ги­че­ская (1,7%). Аг­ло­ме­ра­ция Д. – один из ве­ду­щих цен­тров ав­то­мо­биль­ной (гл. обр. ав­то­сбо­роч­ной) пром-сти Юго-Вост. Азии; еже­год­но здесь со­би­ра­ют ок. 300 тыс. ав­то­мо­би­лей, пре­им. япон. ма­рок, а так­же нац. мар­ки «Kijang» (при­над­ле­жит ТНК «Toyo­ta»). За­во­ды круп­ней­ших ком­па­ний ав­то­мо­биль­ной пром-сти стра­ны – «Astra Inter­national» (сбор­ка ав­то­мо­би­лей «Toyota», «Honda», «Daihatsu», «Isuzu», «BMW», «Peugeot», «Nissan») и «Indo­mobil» (сбор­ка ав­то­мо­би­лей «Suzuki», «Nissan», «Volvo», «Mazda», «Ssang-Yong»). Су­до­строи­тель­ные и су­до­ре­монт­ные вер­фи (пре­им. в осо­бом сто­лич­ном р-не), пред­при­ятия элек­трон­ной, тек­стиль­ной, обув­ной, швей­ной, цел­лю­лоз­но-бу­маж­ной, неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щей, ре­зи­но­тех­нич. и шин­ной пром-сти; в Бе­ка­си – за­вод по про­из-ву из­де­лий из алю­ми­ния ком­па­нии «Indal».

Лит.: Abeyasekere S. Jakarta: a history. Singapore; N. Y., 1987; Firman T. The restructuring of Jakarta metropolitan area: a «global city» in Asia // Cities. 1998. Vol. 15. № 4; idem. From «global city» to «city of crisis»: Jakarta metropolitan region under economic turmoil // Ha­bitat International. 1999. Vol. 23. № 4; Cy­briwsky R., Ford L. Jakarta // Cities. 2001. Vol. 18. № 3; Thousand images of Jakarta. Jakarta, 2004.

Вернуться к началу