ДА́УГАВПИЛС
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДА́УГАВПИЛС (Daugavpils), город на юго-востоке Латвии, адм. центр Даугавпилсского р-на. Нас. 110,3 тыс. чел. (2007; второй по численности населения город страны). Расположен близ границ с Литвой (25 км) и Белоруссией (35 км). Пристань на р. Даугава. Узел железных и автомобильных дорог.
Основан в 1275 Ливонским орденом как крепость Динабург – опорный пункт наступления на литов. и рус. земли. В 1277, 1313, 1396, 1403 крепость разрушалась литов. князьями, в 1481 – вел. кн. московским Иваном III Васильевичем, но вновь восстанавливалась. В 1577, во время Ливонской войны 1558–83, полностью разрушена рус. войсками, но по указанию царя Ивана IV Васильевича Грозного отстроена заново в 19 км ниже по течению Даугавы. За Динабург вели борьбу Рус. гос-во, Речь Посполита, Швеция: в 1582 город перешёл к Речи Посполитой и получил гор. права, в 1600 отошёл к Швеции, в 1656 в ходе рус.-швед. войны 1656–58 – к Рус. гос-ву (переименован в Борисоглебов). По Андрусовскому перемирию 1667 вновь оказался в составе Речи Посполитой, ему было возвращено прежнее название. После 1-го раздела Речи Посполитой (1772) вошёл в состав России. В 1772–76 уездный город Псковской губ., в 1776–96 – Полоцкой губ. (с 1778 Полоцкое наместничество), в 1796–1802 – Белорус. губ., в 1802–1920 – Витебской губ. В последней трети 18–19 вв. – важная крепость (с 1810 перестраивалась) и торговый центр на западе России. В сер. 19 в. превратился в крупный ж.-д. узел: через Динабург прошли Риго-Динабургская и Петербургско-Варшавская (движение открыто в 1861), Динабург-Витебская (1866) железные дороги, ж.-д. линия Динабург – Радвилишки (1873). В 1893–1920 назывался Двинск. В 1-ю мировую войну через Двинск проходила прифронтовая линия. В нояб. 1917 в Двинске установлена сов. власть, в февр. – дек. 1918 занят герм. войсками. В дек. 1918 – янв. 1920 в составе Латв. ССР. В янв. 1920 занят польск. войсками. По Рижскому мирному договору 1920 вошёл в состав Латвии. С 1920 носит совр. название. Во время Вел. Отеч. войны оккупирован (1941–44) герм. войсками. Освобождён Красной Армией в ходе Режицко-Двинской и Шауляйской операций.
Центр Д. и сеть его улиц сформировались в нач. 19 в.; в застройке выделяются здания из красного кирпича (т. н. латгальское барокко). Сохранились: классицистический ансамбль крепости (возводился с 1810), ансамбль адм. зданий (1828–30), католич. ц. Св. Петра (1848–49), здание культурного центра Дом Единства (1937). На холме – лютеранская церковь (1892–93), католич. ц. Богоматери (1902), православный Борисоглебский собор (1905), старообрядч. Николо-Покровская церковь. Одна из гл. достопримечательностей – дамба вдоль Даугавы (1841; протяжённость ок. 6 км). Среди совр. зданий: Ледовый дворец (1999), часовня Александра Невского (2004). Памятники: защитникам города в 1919 (1975), погибшим в 1917 двинцам (1967) и др. Междунар. пленэры (сессии художников) им. М. Ротко (родился в Д.). Педагогич. ун-т (1923; совр. статус с 1993), филиал Рижского технич. ун-та и др. Краеведч. и худож. музей (1938). Театр (ведёт историю от первой рус. труппы сер. 1850-х гг., в 1963 закрыт, в 1987 возобновил работу; драматич. и муз. спектакли идут на латыш. и рус. языках).
Д. – значит. пром. центр страны. Произ-во искусств. волокон, электроинструментов, стройматериалов, чулочно-носочных изделий и др. Завод приводных ремней; производится ремонт тепловозов и вагонов. Предприятия пищевой промышленности.
Близ Д. – Дом-музей Я. Райниса (в Беркенеле), этнографич. музей под открытым небом (в старообрядч. дер. Слутишки), Бебренский замок гр. Платтеров-Зибергов (кон. 19 в., арх. Я. Л. Маркони), поместье Червонка (1870-е гг.) и др.