Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРИ́СТОЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Сокольский

БРИ́СТОЛЬ, Бристол (Bristol), город в Великобритании, на юго-западе Англии, в регионе Юго-Зап. Англия, обладает статусами графства и унитарного городского образования. Нас. 437,5 тыс. чел. (2014), с учётом ближайших пригородов 620,0 тыс. чел., в пределах агломерации ок. 1 млн. чел. Расовый состав населения (%; 2011, перепись): белые 84,0, негроиды 6,0, выходцы из Азии 5,5, смешанные расовые типы 3,6, арабы 0,3, др. 0,6. Расположен на реке Эйвон, близ места её впадения в эстуарий реки Северн Бристольского залива Атлантического ок. Узел автомобильных и железных (в ближайших окрестностях Б. сходятся 5 лучей, не считая ж.-д. линий, обслуживающих мор. порт) дорог. Мор. порт. Междунар. аэропорт (1930; в 13 км к юго-западу от центра Б.; пассажирооборот 6,3 млн. чел.; 2014).

Ос­но­ван ок. 6 в. С 12 в. про­цве­таю­щий тор­го­вый порт. В 1155 по­лу­чил гор. при­ви­ле­гии. В 17 – нач. 18 вв., в пе­ри­од ко­ло­ни­за­ции Сев. Аме­ри­ки и Вест-Ин­дии, один из цен­тров ра­бо­тор­гов­ли и ко­ло­ни­аль­ной тор­гов­ли (са­хар, та­бак и др.). С нач. 19 в. в Б. раз­ви­ва­ют­ся су­до­строе­ние и от­рас­ли по пе­ре­ра­бот­ке им­порт­но­го сы­рья (про­до­воль­ст­вия, дре­ве­си­ны, ме­тал­лов). В 1837 в Б. спу­щен на во­ду пер­вый оке­ан­ский па­ро­ход «Грейт Вес­терн» (де­рев. па­рус­но-ко­лёс­ное суд­но с па­ро­вой ма­ши­ной мощ­но­стью 350 л. с., со­вер­шал ре­гу­ляр­ные рей­сы из Б. в Нью-Йорк), в 1843 – па­ро­ход «Ве­ли­ко­бри­та­ния», пер­вое цель­но­ме­тал­лич. вин­то­вое суд­но, пе­ре­сек­шее Ат­лан­ти­че­ский ок. (по­сле рес­тав­ра­ции в 1970 – ко­рабль-му­зей). Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны го­род силь­но по­стра­дал от герм. бом­бар­ди­ро­вок.

Бристоль. Церковь Сент-Мэри-Редклифф. 13–15 вв.

Б. за­стро­ен в осн. по ре­гу­ляр­но­му пла­ну. Сре­ди па­мят­ни­ков: со­бор ред­ко­го в Ве­ли­ко­бри­та­нии «заль­но­го» ти­па (быв. цер­ковь ав­гу­стин­цев; строи­тель­ст­во на­ча­то в 1142, пе­ре­стро­ен в го­тич. сти­ле в 13–15 вв., баш­ни зап. фа­са­да – 19 в.), с позд­не­ро­ман­ским за­лом ка­пи­ту­ла (ок. 1150–1170). Го­тич. церк­ви в пер­пен­ди­ку­ляр­ном сти­ле – Сент-Мэ­ри-Редк­лифф (за­ло­же­на в 13 в., строи­лась в 1325–1475) с баш­ней (выс. ок. 90 м), Св. Пет­ра (12 в., пе­ре­строе­на в 1657); со­хра­ни­лись так­же жи­лые до­ма 14–15 вв. Бир­жа в сти­ле клас­си­циз­ма (1740–43, арх. Дж. Вуд Стар­ший), нео­клас­сич. Анг­лий­ский банк (1844, Ч. Кок­ке­релл), Ра­ту­ша в «тю­до­ров­ских» фор­мах (1843–46, Р. Поп), зда­ния Ко­ро­лев­ской боль­ни­цы (1906–11, П. Адамс, Ч. Хол­ден), ун-та (1925, Дж. От­ли) и City Hall (1938–56, В. Хар­рис; бывший Совет графства). Жи­лой мас­сив Редк­лифф (с 1953, Дж. Нел­сон-Ме­ре­дит). Од­но­про­лёт­ный под­вес­ной мост че­рез р. Эй­вон (1836–64, дли­на ок. 230 м) – па­мят­ник ин­же­нер­но­го иск-ва сер. 19 в. Кон­ная ста­туя ко­ро­ля Виль­гель­ма III (брон­за, ок. 1735, скуль­п­тор Дж. М. Рис­брак) на Ку­ин-сквер.

Науч. исследования осуществляют науч. лаборатории и центры вузов Б. и ряд инновац. компаний. Ун-ты: Бристольский (основан в 1876 как университетский колледж Б.; статус ун-та с 1909; в его составе ботанич. сад, 1882), Зап. Англии (возник в 1970 как Политехнич. ин-т в результате объединения нескольких колледжей; статус ун-та с 1992). Б-ки: Центральная Б. (ведёт историю с 1613 с Бристольской старой публичной б-ки; совр. назв. и в совр. здании с 1906), публичная Св. Георга (1866; в гор. черте Б. с 1898; при Королевском обществе Св. Георга в Б., 1894) и др. Архив Б. (филиал Нац. архива). Музеи: Б. и худож. галерея (ведёт историю с 1823 с Бристольского ин-та содействия развитию науки и иск-ва), судно-музей «Великобритания» (2005), «M Shed» (2011; создан на базе Пром. музея; расположен на набережной р. Эйвон, напротив него пришвартованы историч. суда, в т. ч. старейший в мире паровой буксир «Mayflower», 1861; пожарное судно «Pyronaut», 1934; дизельный буксир «John King», 1935), историч. дома-музеи «Georgian House», «Red Lodge» и замок «Blaise». Худож. галерея «Antlers Gallery» (2010). Арт-центр «Arnolfini» (1961). Науч. центр «At-Bristol» (2000). Театральная компания «Bristol Old Vic» (основана в 1946 на базе лондонской театральной труппы «Old Vic»; в здании Королевского театра, 1764–66, самого старого из непрерывно действующих театров Великобритании). Концертный зал «Colston Hall» (1867). Оркестры: филармонич. (1945), симфонич. «New Bristol Sinfonia» (1997), Бристольский метрополитенский, Бристольский концертный. Хоры: Бристольский гор. (1991), камерный. Зоопарк (1836).

Футбольные клубы «Bristol Rovers» (1883), выступает на «Memorial Stadium» (1921; 11,9 тыс. мест); «Bristol City» (1897), проводит игры на стадионе «Ashton Gate» (1887; 13,4 тыс. мест; в настоящее время  реконструкция, после которой планируется 16,6 тыс. мест). Ипподром (1912; ок. 2 тыс. мест).

Основа гор. экономики – сфера услуг (ок. 87% занятых, 2013); её ведущие сектора: адм., финансовые, транспортно-логистич., информац. (включая СМИ) и бизнес-услуги, торговля, наука, образование, здравоохранение и туристич. бизнес. В Б. базируются штаб-квартиры компаний «Imperial Tobacco» (табачная пром-сть) и «Hargreaves Lansdown» (финансовые услуги). Мор. порт Б. расположен за пределами гор. черты, в устье р. Эйвон; в его составе неск. грузовых терминалов; грузооборот 10,6 млн. т (2013); осн. грузы: автомобили, каменный уголь, цемент, наливные и контейнерные. Важную роль играют отрасли т. н. креативного сектора экономики (ок. 5% занятых), прежде всего теле- и киноиндустрия. Б.  «мировая столица» фильмов о живой природе (ок. 25% мировой продукции; здесь базируются спец. киногруппы компании BBC и др.), один из гл. мировых центров теле- и кинодокументалистики, мультипликации (мультипликац. студии «Aardman Animations», «Endemol West» в структуре нидерл. «Endemol», и др.). Ежегодно город посещают св. 21 млн. туристов, в т. ч. ок. 9 млн. иностранных.

В пром-сти занято ок. 5% работающих, в строительстве – ок. 4%. Ранее пром-сть Б. базировалась на отраслях, непосредственно связанных с морем. Ныне судоверфи закрыты (в них размещаются музеи, галереи и др.), портовая пром-сть, работавшая на импортном сырье, почти полностью ликвидирована (сахарная – в 1908, мыловаренная – в 1953, целлюлозно-бумажная – в 1980, цинковая – в 2003, произ-во минеральных удобрений – в 2008, табачная – в 2010, шоколадная – в 2011). Ныне в городе доминирует т. н. экономика знаний, в основе которой – финансовые услуги, медийный бизнес, информац. (разработка программного обеспечения и др.) и новые пром. (разработка квантовых компьютеров и др.) технологии, а также авиаракетно-космич. и электронная пром-сть.

Б.  крупнейший в стране центр авиа- и ракетостроения. Действует комплекс сборочных предприятий и лётно-испытательных полигонов в районе Филтон (возник в 1910; с 2012 создаётся новый бизнес-парк), в его составе заводы компаний «Rolls Royce Group» (произ-во авиац. двигателей) и европ. «Airbus» (крылья для самолётов, топливные системы, взлётно-посадочные агрегаты; в его составе – конструкторское бюро). В городе также базируются предприятия компаний «Guest, Keen and Nettlefolds» (GKN; произ-во композитных материалов для крыльев самолётов марки «Airbus», самих крыльев и др. авиакомплектующих), франц. «Matra BAe Dynamics Alenia» (MBDA; разработка и произ-во ракетных систем) и «Cameron Balloons» (ведущий в мире производитель воздушных шаров; ежегодно в августе проводится междунар. фестиваль воздушных шаров). Б.  центр электронной пром-сти мирового значения, который специализируется на произ-ве полупроводниковых приборов и устройств, микрочипов, сенсорных устройств и средств беспроводной связи (в частности, мобильной). Действуют предприятия амер. компании «Hewlett Packard Company», япон. «Toshiba Corporation» и др. Важную роль играет произ-во электронной техники военного назначения: беспилотных летательных аппаратов и автономных подводных роботов (заводы компаний «Bristol Robotics Laboratory», «EasyJet Airline Company», «BMT Group», ирл. «SonarSim» и др.). Среди предприятий др. отраслей машиностроения – заводы компании «Bristol Cars» (подразделение «Kamkorp Group»; ручная мелкосерийная сборка легковых автомобилей марки «Bristol» класса «люкс»), «Bailey Caravans» (жилые прицепы и трейлеры) и герм. «Knorr-Bremse» (тормозные системы для автомобилей и ж.-д. подвижного состава). Также произ-во резинотехнич. изделий (компания «Avon Group Manufacturing»), упаковочных («David S. Smith») и строит. («Jewson») материалов, продуктов питания.

В зап. пригороде Б. – Эйвонмут, в районе мор. порта, действуют предприятия по произ-ву сажи (колумб. компания «Sevalco»), пенополиуретана, фармацевтич. препаратов («Avlon Works», в структуре «AstraZeneca»), гипсокартонных плит (франц. «Siniat»), газотурбинная ТЭС «Seabank» (мощность 1145 МВт) и ТЭС на биомассе (100 МВт).

Лит.: Bristol and its adjoining counties. Bristol, 1955.

  • БРИ́СТОЛЬ город в Великобритании, на юго-западе Англии (2006)
Вернуться к началу