ТРО́ИЦКИЙ СОБО́Р В ПСКО́ВЕ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТРО́ИЦКИЙ СОБО́Р В ПСКО́ВЕ (Свято-Троицкий собор) – кафедральный храм Псковской епархии Русской православной церкви, памятник древнерусского зодчества. Крупнейший храм епархии. Построен во имя Святой Живоначальной Троицы на холме псковского Крома ок. 1691 – ок. 1700 гг. по повелению митрополита Псковского и Изборского Маркела при следующих митрополитах Иларионе и Иосифе (указ царей Ивана V Алексеевича, Петра I и царевны Софьи Алексеевны от апреля 1689; освящён, вероятно, летом 1704). Ему предшествовали по меньшей мере три храма: деревянная церковь, построенная, по преданию, при княгине Ольге; каменная с добавлением плинфы, возведённая по указу псковского князя Всеволода Мстиславича между 1137 и 1144 гг. (по мнению А. И. Некрасова, Е. Н. Морозкиной, Г. М. Штендера, Вл. В. Седова, Н. В. Новосёлова и др.) или перед перенесением его мощей в 1193 г. (по мнению Н. Н. Воронина, Ю. П. Спегальского, А. И. Комеча, М. И. Мильчика и др.); каменная, построенная после обрушения свода 1363 г. на прежнем основании в 1365–1367 гг. (6-столпная, близкая новгородским храмам с 8-скатным или позакомарным покрытием и готическими элементами декорации). Последняя была перестроена в 15 в., когда, вероятно, были сооружены ступенчато-повышенные подпружные арки и 8-гранный постамент под барабан [по мнению Вл. В. Седова, это произошло в 1420 г. (Седов Вл. В. Псковская архитектура XIV–XV вв. Происхождение и становление традиции. М., 1992. С. 75), после того как, судя по 2-й Псковской летописи, «мастер с Москвы от Фотея митрополита» научил мастера Фёдора «лити свинчатыи доски» для кровли (Псковские летописи. Москва, 1955. Выпуск 2. С. 37)], щипцовые кровли [по мнению Н. Н. Воронина, это произошло в 1465 (Воронин Н. Н. У истоков русского национального зодчества // Ежегодник института истории искусств. 1952. Москва, 1952. С. 290)], дополнительные притворы и приделы. Церковь пострадала от пожаров 1562 г. и 1609 г. и была разобрана ок. 1690 г. В ней совершалось «посажение на стол» и крестное целование князей, у её южной стены собиралось псковское вече, на сенях хранились псковская казна и архив, а также мечи псковских князей Всеволода и Довмонта, заседал совет Псковской республики.
Современный двухъярусный собор возведён из плит изборского известняка прямоугольной формы в крестово-купольной системе – с шестью столбами, тремя апсидами и пятью главами (две восточные главы глухие). Он больше своих предшественников и до сих пор доминирует в центре города (высота ок. 78 м). Полноценные археологические исследования не проводились, но обломки плинф из шурфа псковской экспедиции Эрмитажа 1968 г., летописи и осадка здания позволяют предполагать, что «были сохранены части старых фундаментов» (Воронин Н. Н. У истоков русского национального зодчества // Ежегодник института истории искусств. 1952. Москва, 1952. С. 293. Примечание 2). Стены расчленены лопатками и горизонтальными профильными тягами между двумя ярусами больших окон и ярусом декоративных спаренных арок. Храм сооружён по образцу среднерусских соборов 2-й пол. 17 в. Из московской архитектуры нарышкинского стиля привнесены наличники окон второго яруса и апсид, трёхчетвертные колонны между апсидами, витые колонны и резная арка портала четверика. В главный храм ведёт высокая крытая лестница и притвор.
В интерьере – крупнейший в Псковской обл. 7-ярусный золочёный иконостас высотой 19 м (подрядчик – живописец московской Оружейной палаты, ученик И. А. Безмина Фёдор Васильев) с «фряжской» объёмной резьбой и красной «подкладкой» (золочён в 1702–1703, новая позолота – 1759 и 1856) и c иконами 1703–1704 гг. (13 иконописцев, в т. ч. Пётр Никитин из Юрьева-Польского, Козьма Григорьев, Тимофей Григорьев Мартьянов, Тимофей Кириллов и Пётр Савин Хомяков из Москвы, Иван Тихонов Баженов из Углича; Андрей Петров Злобин и Степан Тимофеев из Костромы, исполнившие 12 икон Праздничного чина и 7 икон Страстей Господних). Также сохранились: резные киоты у четырёх столбов с иконами 18 в., отдельные иконы 16–20 вв. (Чирская икона Божией Матери, 2-я пол. 16 в.; «Святая Троица с деяниями», кон. 16 – нач. 17 вв.; Псково-Покровская икона Божией Матери, 1-я пол. 17 в.; список Тихвинской иконы Божией Матери, 17 в.; иконы великомученика Пантелеимона, 18 в.; святой княгини Ольги, 1960-е гг., наместник Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря архимандрит Алипий), 3-метровый дубовый крест княгини Ольги (1623), бронзовые паникадила и решётчатые металлические двери с накладными розетками (нач. 18 в.), пол из метлахской плитки торгового дома «Кос и Дюрр» в Санкт-Петербурге (1890-е гг.). Стены и своды над верхними окнами четверика покрыты росписями кон. 19 в. (святые, ангелы, геометрические и растительные орнаменты, имитация кессонированных потолков, синего неба со звёздами в куполах и пилястр в барабанах). Мощи псковских князей Всеволода Мстиславича (серебряная рака 1834), Довмонта, игумена Псковского Снетогорского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря преподобномученика Иоасафа, юродивого Николы Саллоса и др.
В подцерковье располагались престолы во имя святой равноапостольной княгини Ольги (освящён в сер. 18 в., в 1770 перенесён в зимнюю Благовещенскую церковь, располагавшуюся к югу от собора) и во имя преподобного Серафима Саровского (освящён в 1903; чугунный иконостас по проекту епархиального архитектора В. Л. Назимова, разобран в советское время; в 1988 установлен новый тябловый иконостас с иконами архимандрита Зинона), усыпальница псковских князей и наместников 12–15 вв., в т. ч. князей Юрия Витовтовича, Даниила Александровича Ростовского, Ярослава Васильевича Оболенского; архиереев 17 – нач. 20 вв., в т. ч. архиепископа Симона (Тодорского), епископа Гедеона (Криновского). Иконы 17–20 вв. («Благоверный князь Всеволод с Троицким собором», «Благовещение», обе 17 в.). Двери, клиросы, свечные лари и пристенные лавки устроены по проекту архитектора С. П. Михайлова (1980-е гг.).
С севера и юга расположены закрытые двухэтажные галереи с симметричными приделами, украшенными ярусом спаренных декоративных арок и небольшой не световой главой: северный придел во имя святого благоверного великого князя Александра Невского (в 19 – нач. 20 вв. использовался как ризница) и южный – во имя святого благоверного князя Гавриила Псковского (Всеволода Мстиславича; освящён в 1703; с 1960 – Казанской иконы Божией Матери; 3-ярусный иконостас из церкви села Кунесть, нач. 20 в.; иконы 19 в. из церкви Казанской иконы Божией Матери в Пскове, разобранной в 1960, и из церквей сёл Дубяги и Крапивно Гдовского района). Под окнами второго яруса галерей в ширинках уложен пояс полихромных изразцов (кон. 17 в., забелены в 18 в., выявлены П. П. Покрышкиным в 1912; утраченные восполнены в 1970-е гг., керамисты Е. Перл и В. А. Цивин, Ленинградский комбинат декоративно-прикладного искусства).
Из-за неровной осадки здания к сер. 18 в. образовались трещины и разрыв некоторых железных связей; проведены реставрационные работы в 1749 г. (ярославец Михаил Дубовый) и после пожара в 1770 г. (переложены барабаны над главным объёмом, деревянные конструкции куполов заменены на металлические, заложены галереи нижнего яруса и некоторые проёмы второго яруса, разобраны северная и южная лестницы, для усиления стен у северного и южного приделов и у апсид пристроены каменные контрфорсы). В 1894–1895 гг. по проекту городского архитектора Ф. П. Нестурха собор оштукатурен, созданы новые цементные наличники окон (кроме окон придельных церквей, апсид и центрального барабана), крутая деревянная лестница заменена на более пологую гранитную, построена кирпичная сторожка.
В 1921–1922 гг. изъято имущество ризницы, в 1924 г. храм передан движению обновленчества. В декабре 1935 г. собор закрыт, 1.5.1939 в нём открыли антирелигиозный музей (в центре храма с потолка свисал маятник Фуко). В августе 1941 г. после захвата города германскими войсками передан Псковской православной миссии (первая литургия отслужена 17.8.1941; из Тихвина в 1942 привезена Тихвинская икона Божией Матери) и с тех пор не закрывался. При отступлении в 1944 г. гитлеровцы вывезли ок. 10 икон (в т. ч. Тихвинскую икону); от взрыва заложенных ими мин погибли трое советских солдат, пострадали Царские врата и цокольный ярус иконостаса с изображением десяти античных мудрецов (восстановлен не был).
Собор реставрировался в 1946 г. (главы покрыты немецким авиационным алюминием) под руководством Ю. П. Спегальского (в 1947 он создал проект консервации собора). В 1950–1960-е гг. в собор из Риги привезена мозаика «Троица» художника Е. Е. Климова (набрана в 1943–1944 на фабрике «Виллерой и Бox» в г. Метлах; в 2003 перенесена на Великие ворота Крома). В 1987 г. установлено новое медное покрытие куполов, центральный купол позолочен (до этого золотился в 1598 и 1852). В 1999 г. на южной стене установлен барельеф с изображениями святых Кирилла и Мефодия (скульптор В. М. Клыков).
К юго-востоку от собора – прямоугольная в плане колокольня (возведена между 1699 и 1706 на месте Радчина всхода с предполагаемым частичным использованием башни Крома 15 в.; кирпичный верх с четырьмя арочными проёмами и шпилем достроен ок. 1803–1806; реставрация 1988, проект А. М. Лебедева; 21 колокол 16–18 вв., в т. ч. Большой Печерский – 1557; часы – 1884) с западной пристройкой (реконструирована в 1950-е гг.), в которых расположены епархиальная паломническая служба, архив и музей с моделью псковского Крома (2000-е гг., по проекту Г. Я. Мокеева). К северу – дом причта (1843, проект губернского архитектора Ф. И. Уткина; ныне канцелярия, гостиница, воскресная школа, библиотека, швейная мастерская и просфорня).