Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРЮ́НЕВАЛЬД МАТТИ́АС

Авторы: Н. А. Истомина

ГРЮ́НЕВАЛЬД МАТТИ́АС (Matthias Grünewald) [ок. 1475/1480, Вюрцбург (?) – до 1.9.1528, Галле], ­немецкий живописец, рисовальщик, инженер-гидравлик, архитектор, один из наиболее ярких и оригинальных представителей Се­вер­но­го Воз­ро­ж­де­ния в Германии. Грюневальд – имя, появившееся в 17 в. в сочинении «Немецкая академия благородных искусств зодчества, ваяния и живописи» (1675–1679) И. фон Зандрарта; в документах своего времени упоминается как Матис (Mathis) Нитхарт, Нейтхардт, Нейтхарт (Nithart, Neithardt, Neithart), Готхарт, Готхардт (Gothart, Gothardt) и др. Предположительно, учился в Вюрцбурге, но богатая цветовая гамма, физиогномическая индивидуальность и активные жесты персонажей в ранних приписываемых художнику работах (панель неизвестного алтаря с изображением Тайной вечери на лицевой стороне, святых Доротеи и Агнессы на обороте, ок. 1500, Художественное собрание Фесте-Кобург, Кобург; «Линденхардтский алтарь», ок. 1503, Линденхардт, приходская церковь Святого Михаила) выдают влияние Х. Хольбейна Старшего и франконской живописи 15 в.

Большинство произведений Грюневальда были выполнены для г. Ашаффенбург, где, по-видимому, находилась его мастерская. Первое документальное свидетельство о мастере относится к 1505 г. и связано с «Поруганием Христа» (ок. 1503–1505, Старая Пинакотека, Мюнхен), эпитафией А. фон Кронберг, сестры рыцаря И. фон Кронберга, служившего управляющим резиденцией архиепископа Майнцского в Ашаффенбурге. Здесь впервые выпукло проявилась стилевая индивидуальность Грюневальда: игнорирование пространственных соотношений, утрированные мимика и жесты персонажей, яркие диссонирующие цвета. С 1510–1511 гг. художник находился на службе у архиепископа Майнцского У. фон Геммингена, владельца Ашаффенбургского замка; создавал живописные алтари, вёл строительные работы, сооружал фонтаны и колодцы. В 1509–1511 гг. по заказу франкфуртского монастыря доминиканцев исполнил в технике гри­зай­ля 4 неподвижные боковые створки для «Алтаря Геллера» А. Дю­ре­ра с изображениями святых Лаврентия и Кириака (Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне), Елизаветы и Лючии (?) (Кунстхалле, Карлсруэ).

Самое значительное произведение Грюневальда – «Изенгеймский алтарь» (1512–1516, Музей Унтерлинден, Кольмар) – сложное сооружение с тремя парами створок (соответствующими будничному виду, праздничному и посвящённому святому Антонию Великому раскрытиям) и пределлой. В закрытом, будничном виде центральную часть занимает огромное «Распятие» – полная драматизма картина смерти Христа; на боковых створках – святой Себастьян (предположительно с автопортретными чертами) и святой Антоний, в пределле – «Положение во гроб». На праздничном раскрытии алтаря трагическая напряжённость уступает место радостному пантеистическому мировосприятию в композициях «Благовещение», «Рождество Христово» и «Воскресение». Здесь в полной мере проявились способности Грюневальда как величайшего колориста: контрастные сочетания цветов соседствуют с тоновыми градациями, яркие и насыщенные цветовые аккорды – с почти акварельной нюансировкой. В последнем раскрытии Грюневальду принадлежат боковые створки с композициями «Посещение святым Антонием святого Павла Пустынника» и «Искушение святого Антония», фланкирующие центральную скульптурную часть алтаря.

Монументальное «Распятие» «Изенгеймского алтаря» является основополагающим в ряду более камерных изображений в этой иконографии («Распятие», ок. 1515, Публичное художественное собрание, Базель; «Малое Распятие», ок. 1511–1520, Национальная галерея искусства, Вашингтон; «Распятие» из «Таубербишофсхеймского алтаря», ок. 1523–1525, Кунстхалле, Карлсруэ). В результате публикации исследования С. Кемпердика (Kemperdick S. Die Kreuzigung im Kunstmuseum Basel // La technique picturale de Grünewald et de ses contemporains. Paris: Centre de recherche et de restauration des musées de France; Colmar: Musée d’Unterlinden. Р. 65–72) датировки считавшихся созданными до 1512 г. «Распятий» из Базеля и Вашингтона были изменены на более поздние, ставящие произведения в зависимость от центральной композиции в «Изенгеймском алтаре». Иконография «Распятий», важнейшей темы в творчестве Грюневальда, и некоторых других работ связана со средневековым мистицизмом, особенно с «Небесными откровениями» святой Бир­гит­ты, где подробно описаны её видения Страстей Христовых. Духу экстатических видений соответствуют субъективная трактовка религиозного сюжета, необычайная экспрессивность форм и фантастический колорит, имеющий истоки в средневековой миниатюре и витражах.

В 1516–1525 гг. Грюневальд на службе у нового архиепископа Майнцского, затем кардинала Альбрехта Бранденбургского, работал над алтарями для церквей Ашаффенбурга, собора в Майнце, монастыря в Галле. Вероятно, в 1520 г. в свите Альбрехта присутствовал в Ахене на коронации Карла V, где встречался с А. Дюрером, подарившим ему свои гравюры. В 1525 г. уволенный со службы у архиепископа из-за участия в Крестьянской войне 1524–1526 гг. Грюневальд уехал во Франкфурт, жил в доме торговца шёлком Г. фон Саарбрюкена; оставив живопись, занялся изготовлением целебного мыла и продажей красок. В 1527 г. работал инженером-гидротехником в Галле.

В поздних работах на тему Страстей Христовых («Таубербишофсхеймский алтарь», ок. 1523–1525, Кунстхалле, Карлсруэ; «Оплакивание Христа», ок. 1525, собор Святых Петра и Александра, Ашаффенбург) Грюневальд достиг предельной лаконичности и эмоциональной напряжённости. Произведения кон. 1510-х – 1520-х гг. (две сохранившиеся доски из «Ашаффенбургского алтаря», или «Алтаря снежного чуда Марии», ок. 1516–1519: «Штуппахская мадонна», приходская церковь, Штуппах, и «Снежное чудо Марии», Музей августинцев, Фрайбург-им-Брайсгау; «Встреча святых Эразма и Маврикия», ок. 1520–1524, Старая пинакотека, Мюнхен) отличаются монументальностью форм и ясностью композиционного построения, что свидетельствует о воздействии искусства итальянского Возрождения. В драматизме композиций, порывистых движениях героев, выразительном языке драпировок, сильных светотеневых и цветовых контрастах в искусстве Грюневальда можно увидеть формирующиеся черты барокко. Немногочисленные сохранившиеся рисунки Грюневальда (самостоятельные и подготовительные) характеризуются живописным подходом, мягкостью линий и светотеневой моделировки.

Несмотря на то, что Грюневальд не имел последователей и его творчество остаётся относительно изолированным явлением в европейском искусстве, его произведения копировались в 16 – нач. 17 в. Забытое на несколько веков искусство Грюневальда в нач. 20 в. популяризирует, во многом опираясь на него, немецкий экспрессионизм. Биография Грюневальда и его творчество вдохновили П. Хиндемита на создание симфонии «Художник Матис» (1934) и одноимённой оперы (1938); Грюневальд является одним из трёх главных, размышляющих о месте человечества в мире героев книги В. Г. Зебальда «После природы» (1988).

Включён в календарь святых Евангелической церкви Германии и Евангелическо-лютеранской церкви в Америке.

Лит.:
Die Gemälde und Zeichnungen von Matthias Grünewald / hrsg. von H. A. Schmid. – Strassburg : Heinrich, 1911. – 2 Bd.
Zülch W. K. Der historische Grünewald : Mathis Gothardt-Neithardt. – München : F. Bruckmann, 1938.
Behling L. Die Handzeichnungen des Mathis Gothardt-Nithart, genannt Grünewald. – Weimar : H. Böhlaus Nachfolger, 1955.
Либман М. Я. Дюрер и его эпоха. – Москва : Искусство, 1972.
Немилов А. Н. Грюневальд. – Москва : Искусство, 1972.
Rieckenberg H. J. Matthias Grünewald. – Herrsching : Pawlak, 1976.
Ruhmer E. Matthias Grünewald : Der Isenheimer Altar. – München : Piper, 1979.
Decker B. Dürer und Grünewald, der Frankfurter Heller-Altar : Rahmenbedingungen der Altarmalerei. – Frankfurt am Main : Fischer Taschenbuch Verlag, 1996.
La technique picturale de Grünewald et de ses contemporains. – Paris : Centre de recherche et de restauration des musées de France ; Colmar : Muséd'Unterlinden, 2007.
Vetter E.M. Grünewald : Die Altäre in Frankfurt, Isenheim, Aschaffenburg und ihre Ikonographie. – Weissenhorn : Konrad, 2009.

  • ГРЮ́НЕВАЛЬД Матис (ок. 1475/1480 – 30 или 31.8.1528), нем. живописец, рисовальщик, инженер-гидравлик, архитектор (2007)
Вернуться к началу