Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЯРОСЛА́ВСКАЯ ШКО́ЛА

Авторы: П. С. Павлинов
Ярославская школа. Церковь Святого Иоанна Златоуста в слободе Коровники в Ярославле. 1649–54. Фото П. С. Павлинова

ЯРОСЛА́ВСКАЯ ШКО́ЛА, од­на из наи­бо­лее зна­чит. школ рус. ис­кус­ст­ва в 17–18 вв.; сло­жи­лась в Яро­слав­ле и его ок­ру­ге с раз­ви­ти­ем тор­гов­ли в Верх­нем По­волжье. Осо­бен­но­сти Я. ш. ар­хи­тек­ту­ры с жи­во­пис­ны­ми ком­по­зи­ция­ми хра­мов (4-столп­ные 5-гла­вые, с 2-ярус­ны­ми га­ле­рея­ми, крыль­ца­ми, встро­ен­ны­ми звон­ни­ца­ми и при­де­ла­ми) про­яв­ля­ют­ся в 1620–40-х гг. под влия­ни­ем псков­ских, нов­го­род­ских и моск. мас­те­ров и тра­ди­ций го­ду­нов­ской шко­лы (ц. Ни­ко­лы На­деи­на, 1620–22). Рас­цвет ар­хит. шко­лы при­хо­дит­ся на се­ре­ди­ну – 2-ю пол. 17 в. (осо­бен­но по­сле по­жа­ра 1658), ко­гда раз­ви­ва­лось два ком­по­зиц. ти­па хра­мов: асим­мет­рич­ный с ко­ло­коль­ня­ми в сев.- зап. уг­лу (ц. Илии Про­ро­ка, 1647–1650; ц. Бо­го­яв­ле­ния, 1684–92) и сим­мет­рич­ный с от­дель­но стоя­щи­ми ко­ло­коль­ня­ми (ц. Усек­но­ве­ния гла­вы Ио­ан­на Пред­те­чи в Толч­ко­ве, 1671–87). При­де­лы не­ред­ко пе­ре­кры­ва­лись шат­ра­ми (2 сим­мет­рич­ных в ц. Ни­ко­лы Мок­ро­го, 1665–72) или гла­ва­ми (два 5-гла­вых при­де­ла в церк­ви в Толч­ко­ве). Соз­да­ва­лись хра­мо­вые ан­самб­ли из двух церк­вей, свя­тых врат и ко­ло­ко­лен (в сло­бо­де Ко­ров­ни­ки, 1649–80-е гг.). В 1640–90-е гг. в де­ко­ра­ции фа­са­дов ак­тив­но ис­поль­зо­ва­лись кар­ни­зы, ши­рин­ки, фри­зы, ко­лон­ки, по­реб­рик, из­раз­цы (7-мет­ро­вый из­раз­цо­вый на­лич­ник ц. Св. Ио­ан­на Зла­то­ус­та в Ко­ров­ни­ках, нач. 1650-х гг.), в со­че­та­нии с цве­том кир­пич­ной клад­ки соз­даю­щие ощу­ще­ние осо­бой на­ряд­но­сти. Ар­хи­тек­ту­ра Я. ш. влия­ла на зод­че­ст­во Уг­ли­ча, Ро­ма­но­ва и Бо­ри­сог­леб­ска (ны­не Ту­та­ев); она род­ст­вен­на ко­ст­ром­ской ар­хи­тек­ту­ре 17 в.

Ярославская школа. Икона «Благоверные князья Василий и Константин Ярославские в житии». 1640-е гг., кон. 18 в. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Ярославский музей-заповедник

Чер­ты Я. ш. в ико­но­пи­си с осо­бой по­ве­ст­во­ва­тель­но­стью и эмо­цио­наль­но­стью, тём­ным ко­ло­ри­том на­ча­ли за­кла­ды­вать­ся во 2-й пол. 16 в. Её рас­цвет при­ходит­ся на 1640–1710-е гг. Вме­сте с ко­ст­ром­ски­ми мас­те­ра­ми яро­слав­ские ху­дож­ни­ки учи­лись и ра­бо­та­ли в др. го­ро­дах (в 1642–44 Ус­пен­ский со­бор в Мо­с­ков­ском Крем­ле рас­пи­сы­ва­ли Сте­фан Ду­хов­ской, Се­ва­сть­ян Дмит­ри­ев, И. Вла­ди­ми­ров и др.). Боль­шие объ­ё­мы ин­терь­е­ров яро­слав­ских хра­мов спо­соб­ст­во­ва­ли уве­ли­че­нию ко­ли­че­ст­ва сю­же­тов в рос­пи­сях, в т. ч. ско­пи­ро­ван­ных из голл. из­да­ний Биб­лии. С 1660–70-х гг. под влия­ни­ем хол­мо­го­ро-ус­тюж­ских мас­те­ров па­лит­ра ста­но­вит­ся свет­лой, с оби­ли­ем хо­лод­ных то­нов, ико­ны изо­би­лу­ют ред­ки­ми сю­же­та­ми, час­то на­пи­сан­ны­ми в ми­ниа­тюр­ной ма­не­ре [сце­ны «Ска­за­ния о Ма­мае­вом по­бои­ще» (по­сле 1684) вни­зу ико­ны «Сер­гий Ра­до­неж­ский с жи­ти­ем» (17 в., Яро­слав­ский ис­то­ри­ко-ар­хит. и ху­дож. му­зей-за­по­вед­ник)]. Сре­ди мас­те­ров по­след­ней тре­ти 17 – нач. 18 вв. – Дмит­рий Пле­ха­нов, Се­мён Ива­нов, Фё­дор Иг­нать­ев, Фё­дор Фё­до­ров, ди­на­стий ико­но­пис­цев – Ива­но­вы, Иг­нать­е­вы, Ни­ки­ти­ны, По­по­вы, Се­мё­- но­вы, Си­до­ро­вы, Фё­до­ро­вы. Вы­со­ким уров­нем мас­тер­ст­ва от­ли­ча­лись де­рев. резь­ба (ико­но­ста­сы и др.) и при­клад­ное ис­кус­ст­во.

Чер­ты Я. ш. в ар­хи­тек­ту­ре Яро­слав­ля в 1730-е гг. сме­ня­ют­ся сто­лич­ны­ми тен­ден­ция­ми, од­на­ко до кон. 18 в. со­хра­ня­ют­ся в ок­ре­ст­ных сё­лах, где про­дол­жа­ли стро­ить 5-гла­вые хра­мы (Вос­кре­сен­ская ц. в с. Ле­ва­шё­во, 1779; Тро­иц­кая ц. в с. Дие­во Го­ро­ди­ще, 1787; ц. Спа­са Не­ру­ко­твор­но­го в с. Рыб­ни­цы, 1789–91), час­то с шат­ро­вы­ми ко­ло­коль­ня­ми (близ Пре­об­ра­жен­ской ц. в с. Не­кра­сов­ское, 1770-е гг.). Жи­во­пись Яро­слав­ля с кон. 18 в. так­же оп­ре­де­ля­ет сто­лич­ное влия­ние. Ком­по­зи­ци­он­ные и де­ко­ра­тив­ные осо­бен­но­сти ар­хит. Я. ш. во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. по­влия­ли на раз­ви­тие рус­ско­го сти­ля.

Лит.: Бо­ри­сов Н. С. Ок­ре­ст­но­сти Яро­слав­ля. М., 1984; По­па­дюк С. С. Струк­тур­ные осо­бен­но­сти хра­мов «яро­слав­ской шко­лы» // Крае­вед­че­ские за­пис­ки. Яро­славль, 1991. Вып. 7; Бо­лот­це­ва И. П. Яро­слав­ская ико­но­пись вто­рой по­ло­ви­ны XVI–XVII вв. Яро­славль, 2004; Ка­та­лог со­б­ра­ния икон Яро­слав­ско­го ху­до­же­ст­вен­но­го му­зея. Яро­славль, 2012. Т. 2: Ико­ны XVII – на­ча­ла XVIII вв. Ч. 1–2; Яро­славль, 2013. Т. 3: Ико­но­пись Яро­слав­ля XVIII – на­ча­ла XX вв. Ч. 1–2.

Вернуться к началу