ЯРОСЛА́ВСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЯРОСЛА́ВСКАЯ ШКО́ЛА, одна из наиболее значит. школ рус. искусства в 17–18 вв.; сложилась в Ярославле и его округе с развитием торговли в Верхнем Поволжье. Особенности Я. ш. архитектуры с живописными композициями храмов (4-столпные 5-главые, с 2-ярусными галереями, крыльцами, встроенными звонницами и приделами) проявляются в 1620–40-х гг. под влиянием псковских, новгородских и моск. мастеров и традиций годуновской школы (ц. Николы Надеина, 1620–22). Расцвет архит. школы приходится на середину – 2-ю пол. 17 в. (особенно после пожара 1658), когда развивалось два композиц. типа храмов: асимметричный с колокольнями в сев.- зап. углу (ц. Илии Пророка, 1647–1650; ц. Богоявления, 1684–92) и симметричный с отдельно стоящими колокольнями (ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, 1671–87). Приделы нередко перекрывались шатрами (2 симметричных в ц. Николы Мокрого, 1665–72) или главами (два 5-главых придела в церкви в Толчкове). Создавались храмовые ансамбли из двух церквей, святых врат и колоколен (в слободе Коровники, 1649–80-е гг.). В 1640–90-е гг. в декорации фасадов активно использовались карнизы, ширинки, фризы, колонки, поребрик, изразцы (7-метровый изразцовый наличник ц. Св. Иоанна Златоуста в Коровниках, нач. 1650-х гг.), в сочетании с цветом кирпичной кладки создающие ощущение особой нарядности. Архитектура Я. ш. влияла на зодчество Углича, Романова и Борисоглебска (ныне Тутаев); она родственна костромской архитектуре 17 в.
Черты Я. ш. в иконописи с особой повествовательностью и эмоциональностью, тёмным колоритом начали закладываться во 2-й пол. 16 в. Её расцвет приходится на 1640–1710-е гг. Вместе с костромскими мастерами ярославские художники учились и работали в др. городах (в 1642–44 Успенский собор в Московском Кремле расписывали Стефан Духовской, Севастьян Дмитриев, И. Владимиров и др.). Большие объёмы интерьеров ярославских храмов способствовали увеличению количества сюжетов в росписях, в т. ч. скопированных из голл. изданий Библии. С 1660–70-х гг. под влиянием холмогоро-устюжских мастеров палитра становится светлой, с обилием холодных тонов, иконы изобилуют редкими сюжетами, часто написанными в миниатюрной манере [сцены «Сказания о Мамаевом побоище» (после 1684) внизу иконы «Сергий Радонежский с житием» (17 в., Ярославский историко-архит. и худож. музей-заповедник)]. Среди мастеров последней трети 17 – нач. 18 вв. – Дмитрий Плеханов, Семён Иванов, Фёдор Игнатьев, Фёдор Фёдоров, династий иконописцев – Ивановы, Игнатьевы, Никитины, Поповы, Семё- новы, Сидоровы, Фёдоровы. Высоким уровнем мастерства отличались дерев. резьба (иконостасы и др.) и прикладное искусство.
Черты Я. ш. в архитектуре Ярославля в 1730-е гг. сменяются столичными тенденциями, однако до кон. 18 в. сохраняются в окрестных сёлах, где продолжали строить 5-главые храмы (Воскресенская ц. в с. Левашёво, 1779; Троицкая ц. в с. Диево Городище, 1787; ц. Спаса Нерукотворного в с. Рыбницы, 1789–91), часто с шатровыми колокольнями (близ Преображенской ц. в с. Некрасовское, 1770-е гг.). Живопись Ярославля с кон. 18 в. также определяет столичное влияние. Композиционные и декоративные особенности архит. Я. ш. во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. повлияли на развитие русского стиля.