Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШВА́РЦМАН

Авторы: К. В. Дудаков-Кашуро

ШВА́РЦМАН Михаил Матвеевич (4.6.1926, Москва  18.11.1997, там же), российский живописец, график, графический дизайнер, педагог. В 1950–56 учился в МВХПУ, сначала на отделении художественного металла, затем  монументальной живописи у П. В. Кузнецова, А. В. Куприна, Л. А. Казенина. Студентом увлёкся византийским и древнерусским искусством, постимпрессионизмом, фовизмом, творчеством П. Пикассо. В 1957–58 работал главным художником в павильоне «Просвещение» на ВДНХ. Ранний период творчества представлен главным образом импрессионистическими пейзажами. В 1957 появляются работы цикла «Остранения» («Стакан воды», 1957, фонд «Музей искусства авангарда»). Отстранённость лиц-ликов, подчёркнутая плоскостность и статичность фигур, их компоновка, отсылающая к композиционным приёмам иконописи, предвосхищают художественную концепцию Ш.  «иератизм». С 1962 появляются работы, относимые автором к периоду «Ликов» (преимущественно, серия «Вестники», 1962–76). Имеющие сходство с иконой и произведениями русского авангарда (например, «крестьянским» циклом К. С. Малевича, циклом «Мистические головы» А.Г. Явленского) работы этого периода  «протофеноменоменальные иературы» (метапортреты): «Метапортрет» (1960-е гг., ГТГ), «Михаил (Имя собственное)» (1962, фонд «Музей искусства авангарда»), «Вестник (Александра)» (нач. 1970-х гг., собрание Н. Зандман). Уже в первых «Ликах» Ш. практически отказался от масляных красок, создавая работы по образцу икон, темперное письмо по левкасу на доске, но нередко сохраняя при этом холст как основу (с 1985 также работал темперой на оргалите). Ш. постепенно увеличивает размер работ, в кон. 1980-х гг. некоторые из них превышают 2 метра в высоту («Без названия №8», 1992, собрание автора). В нач. 1960-х гг. Ш. знакомится с представителями неофициального искусства, но практически не участвует в выставках, устраивает домашние просмотры.

С того же времени активно работает в области плаката, книжной графики, промграфики. В 1963 создал три монументальных панно в здании Московского инженерно-физического института (совместно с Г.А. Дауманом). В 1966–85 работал главным художником графического сектора Специального художественно-конструкторского бюро лёгкой промышленности РСФСР, где при нём сложилась т. н. школа Ш. (И. Антонова, Л. Бодина, Н. Василевская, О. Вельчинская, А. Гальперина, Б. Кузнецов, И. Мудрова, И. и Э. Тер-Аракелян, М. Фёдоров, А. Шумилин и др.). Ш. с сотрудниками на основе его связанной с «иератической» концепцией методики разработали многочисленные образцы фирменного стиля, товарных знаков, ярлыков и т. д.

С 1970 картины и рисунки Ш. называет «иературами» (отличая их как от картин, так и от икон; конкретные названия были даны лишь в ходе подготовки первой персональной выставки Ш. в 1994 в ГТГ), которые создаёт не художник, а «иерат». Архитектонические, стремящиеся к структурной и цветовой симметрии, беспредметные формы «иератур» производят впечатление устойчивости, сбалансированности и, одновременно, благодаря каллиграфическому многосложному письму, внутренней динамики. Сдержанность колорита подчёркивает эффект внутренней сосредоточенности и медитативное начало в создании и восприятии «иератур» («Полнолуние», 1972, ГРМ; «Иература прорыва», 1973–75, ГТГ; «Горькие травы», 1977–86, Фонд М. Шварцмана). Внешне «иературы» отсылают к византийской и древнерусской иконописи, средневековым эмалям, искусству Древнего и Дальнего Востока, архаики и пр. Своим теургическим пониманием роли искусства творчество Ш. наследует традициям символизма и русского религиозно-философского модернизма, установкой на выражение абстрактными формами духовного начала — художественному модернизму (например, творчеству В. В. Кандинского), своим визионерством и пафосом новаторства — русскому авангарду (супрематизму, в пластическом отношении — аналитической школе П. Н. Филонова и «органической культуре» М. В. Матюшина). «Иературы», однако, рассматривались Ш. в отрыве от любых влияний и связей. Параллельно с живописными  Ш. создавал графические «иературы», как правило, организованные в циклы («Метаморфозы», 1970; «Устья», 1971; «Иературы истины»; «Структуры», обе 1970–80-е гг.; «Прозрения», 1987, и др.). В 1975 Ш. создал «иератическую школу», куда вошли В. Башенин, Д. Горохов, Д. Комиссаров, Н. Медведев, Г. Спирин, В. Теплухин, М. Федоров, А. Чащинский (просуществовала до 1979).

Соч.: Смородинные сумерки. Стихи и письма. М., 2011.

Лит.: Михаил Шварцман. Живопись. Рисунок. (Кат.). М., 1994; Михаил Шварцман. (Кат.). М., 1997; Михаил Шварцман // Альманах. Вып. 14. СПб., 2001; Михаил Шварцман // Альманах. Вып. 111. СПб., 2005; Михаил Шварцман. Товарные знаки СХКБ-Легпром. Школа. Метод. Характеры. М., 2005; Михаил Шварцман. Графика. (Кат.). СПб., 2008; Шварцман И. Кто здесь Шварцман? СПб., 2009; Михаил Шварцман. Мастер, школа, ученики. (Кат.) // Альманах. Вып. 326. СПб., 2012; Михаил Шварцман и его школа. СПб., 2014; Вертограды Шварцмана. (Кат.). М., 2016.

Вернуться к началу