Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТЕЛЛЕ́ЦКИЙ

Д. С. Стеллецкий. «Пролог». Эскиз декорации к опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова. 1910. Русский музей (С.-Петербург).

СТЕЛЛЕ́ЦКИЙ Дмит­рий Се­мё­но­вич [1(13).1.1875, Брест-Ли­товск Грод­нен­ской губ. – 12.2.1947, Сент-Же­невь­ев-де-Буа, близ Па­ри­жа], рос. жи­во­пи­сец, скульп­тор, сце­но­граф. Сын во­ен. ин­же­не­ра. Учил­ся в пе­терб. АХ (1896–1903) у Г. Р. За­ле­ма­на и В. А. Бек­ле­ми­ше­ва, в 1904 по­се­щал ака­де­мию Р. Жюль­е­на в Па­ри­же. В 1903–13 жил с С.-Пе­тер­бур­ге; пу­те­ше­ст­во­вал по ста­рым рус. го­ро­дам, по­се­тил Ита­лию (1907, вме­сте с Б. М. Кус­то­дие­вым). Чл. СРХ (с 1910), об-ва «Мир ис­кус­ст­ва» (с 1912) и др. Пи­сал кар­ти­ны на сю­же­ты из ис­то­рии и бы­та Древ­ней Ру­си, сти­ли­зо­ван­ные под др.-рус. ико­но­пись и ми­ниа­тю­ру («Со­ко­ли­ная охо­та», 1904, Смо­лен­ский гос. му­зей, и др.), де­ко­ра­тив­ные пан­но («Сра­же­ние», 1906, ГРМ, и др.) в ду­хе рус. сим­во­лиз­ма, ис­пол­нял по­ли­хром­ные скульп­ту­ры из де­ре­ва и гип­са [«Знат­ная боя­ры­ня (Мар­фа По­сад­ни­ца)» (1910); порт­ре­ты – Б. В. Ан­ре­па (ва­ри­ан­ты – 1906 и 1909), В. А. Се­ро­ва (1912–13, все – в ГРМ) и др.]. Соз­дал ру­ко­пис­ный текст (совм. с изо­гра­фом И. Г. Бли­но­вым) и ил­лю­ст­ра­ции к «Сло­ву о пол­ку Иго­ре­ве» (1900–06, ГТГ). Офор­мил спек­так­ли «Царь Фё­дор Ио­ан­но­вич» А. К. Тол­сто­го (1908–09, Алек­сан­д­рин­ский те­атр), «Сне­гу­роч­ка» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (1910, Ма­ри­ин­ский те­атр).

В на­ча­ле 1-й ми­ро­вой вой­ны на­хо­дил­ся в Па­ри­же, в Рос­сию не вер­нул­ся. Жил близ г. Кан на юге Фран­ции. Один из ор­га­ни­за­то­ров об-ва «Ико­на» в Па­ри­же (1925). Рас­пи­сы­вал особ­ня­ки, ис­пол­нял скульп­тур­ные порт­ре­ты, над­гро­бия, ико­ны, де­ко­ра­ции (в т. ч. для те­ат­ра «Ле­ту­чая мышь» Н. Ф. Ба­лие­ва, 1926), про­дол­жал пи­сать сти­ли­зов. кар­ти­ны на др.-рус. те­мы, ил­лю­ст­ри­ро­вал кни­ги. Рас­пи­сал (вме­сте с др. мас­те­ра­ми) храм на Сер­ги­ев­ском под­во­рье в Па­ри­же (1925–27) и ряд др. пра­во­слав­ных церк­вей во Фран­ции. В по­след­ние го­ды жиз­ни ос­леп.

Лит.: Бе­нуа А. Н. Ис­кус­ст­во Стел­лец­ко­го // Апол­лон. 1911. № 4; Сим­во­лизм в Рос­сии. (Кат. вы­став­ки). СПб., 1996; Лей­кинд О. Л., Мах­ров К. В., Се­ве­рю­хин Д. Я. Ху­дож­ни­ки рус­ско­го за­ру­бе­жья, 1917–1939: Био­гра­фи­че­ский сло­варь. СПб., 1999; Ру­са­ко­ва А. Сим­во­лизм в рус­ской жи­во­пи­си. М., 2003.

Вернуться к началу