
СТЕЛЛЕ́ЦКИЙ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СТЕЛЛЕ́ЦКИЙ Дмитрий Семёнович [1(13).1.1875, Брест-Литовск Гродненской губ. – 12.2.1947, Сент-Женевьев-де-Буа, близ Парижа], рос. живописец, скульптор, сценограф. Сын воен. инженера. Учился в петерб. АХ (1896–1903) у Г. Р. Залемана и В. А. Беклемишева, в 1904 посещал академию Р. Жюльена в Париже. В 1903–13 жил с С.-Петербурге; путешествовал по старым рус. городам, посетил Италию (1907, вместе с Б. М. Кустодиевым). Чл. СРХ (с 1910), об-ва «Мир искусства» (с 1912) и др. Писал картины на сюжеты из истории и быта Древней Руси, стилизованные под др.-рус. иконопись и миниатюру («Соколиная охота», 1904, Смоленский гос. музей, и др.), декоративные панно («Сражение», 1906, ГРМ, и др.) в духе рус. символизма, исполнял полихромные скульптуры из дерева и гипса [«Знатная боярыня (Марфа Посадница)» (1910); портреты – Б. В. Анрепа (варианты – 1906 и 1909), В. А. Серова (1912–13, все – в ГРМ) и др.]. Создал рукописный текст (совм. с изографом И. Г. Блиновым) и иллюстрации к «Слову о полку Игореве» (1900–06, ГТГ). Оформил спектакли «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого (1908–09, Александринский театр), «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова (1910, Мариинский театр).
В начале 1-й мировой войны находился в Париже, в Россию не вернулся. Жил близ г. Кан на юге Франции. Один из организаторов об-ва «Икона» в Париже (1925). Расписывал особняки, исполнял скульптурные портреты, надгробия, иконы, декорации (в т. ч. для театра «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева, 1926), продолжал писать стилизов. картины на др.-рус. темы, иллюстрировал книги. Расписал (вместе с др. мастерами) храм на Сергиевском подворье в Париже (1925–27) и ряд др. православных церквей во Франции. В последние годы жизни ослеп.
Лит.: Бенуа А. Н. Искусство Стеллецкого // Аполлон. 1911. № 4; Символизм в России. (Кат. выставки). СПб., 1996; Лейкинд О. Л., Махров К. В., Северюхин Д. Я. Художники русского зарубежья, 1917–1939: Биографический словарь. СПб., 1999; Русакова А. Символизм в русской живописи. М., 2003.