Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СМИРНО́ВА

Авторы: Т. Ю. Облицова

СМИРНО́ВА Ирина Алексеевна (5.12.1926, Москва – 18.6.2007, Москва), российский историк искусства, специалист по искусству итальянского Возрождения. Дочь инженера Алексея Порфирьевича Смирнова (1893–1946; сын протоиерея Порфирия Смирнова, 1867–1950) и филолога Анны Андреевны Смирновой (урождённая Грибова, 1901–83). В 1950 окончила отделение истории и теории искусств филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Среди учителей: Б. Р. Виппер, А. Г. Габричевский, В. Н. Лазарев. С 1953 заведовала отделом популяризации искусства ГМИИ имени А. С. Пушкина. Одна из организаторов выставки картин Дрезденской галереи перед их возвращением в Германию (1955), сторонница (наряду с А. А. Губером) сохранения ГМИИ как музея слепков для обучения студентов. В 1955 защитила кандидатскую диссертацию, посвящённую жанру портрета в венецианской живописи 16 в. и Тициану. С 1960 ассистент, с 1961 доцент кафедры истории искусств художественно-графического факультета Государственного педагогического института (МГПИ им. В. И. Ленина). Доктор искусствоведения (1972). С 1973 старший, в 1990–2004 ведущий научный сотрудник сектора зарубежного искусства НИИ теории и истории изобразительных искусств АХ СССР.

По ходатайству А. А. Губера была куратором (экспозиционером) в советском павильоне на биеннале в Венеции (1956, 1958). В целях сбора материала для научных работ проживала на творческой даче АХ в Риме (1976), была в поездке в ГДР по научному обмену с Берлинской Академией искусств (1983). С 1956 по 1980-е гг. как вице-президент Союза общества дружбы «СССР–Италия» неоднократно выезжала в Италию и Австрию; с командировками в целях научных изысканий была в Чехословакии, Испании, Греции, Великобритании. По приглашениям Я. Бялостоцкого, Р. Паллуккини (директор Научно-исследовательского центра «Fondazione Giorgio Cini») и др. выступала с докладами на конференции, посвящённой искусству Венеции (1968, Варшава; доклад «Лоренцо Лотто в Бергамо»), на 21-м международном конгрессе искусствоведов (1969, Будапешт), на чтениях, организованных научно-исследовательским центром «Fondazione Giorgio Cini» (1979, Венеция), на многодневной конференции, посвящённой П. Веронезе (1988, Италия), и др.

Автор статей по искусству итальянского Возрождения и итальянских художниках 20 в. в многотомном коллективном труде «Всеобщая история искусств», в энциклопедиях и энциклопедических словарях (в т. ч. «Европейская живопись», «Мастера мирового искусства», «Европейское искусство»), в итальянской и российской научной периодике.

Соч.: Джорджоне. М., 1962; Тициан и венецианский портрет XVI века. М., 1964; Боттичелли. М., 1967; Тициан. М., 1970; Галерея Питти. М., 1971 [серия «Памятники мирового искусства»]; Якопо Бассано и Позднее Возрождение в Венеции. М., 1976; Художники венецианской Террафермы. М., 1978; Карпаччо. М., 1982; Монументальная живопись итальянского Возрождения. М., 1986; Искусство Италии конца XIII – XV веков. М., 1987; Тициан. М., 1987; Якопо Беллини и начало Возрождения в Венеции. М., 1994; «Священная аллегория» Джованни Беллини // Грани творчества. М., 2003.

Вернуться к началу