ЗЛО́ТНИКОВ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗЛО́ТНИКОВ Юрий Савельевич (23.4.1930, Москва – 25.9.2016, там же), российский живописец, график, член-корреспондент РАХ (2012). В 1943–50 учился в Московской средней художественной школе при АХ СССР, занимался в студии скульптуры при Мемориальном музее-мастерской А. С. Голубкиной, посещал дом В. А. Фаворского. В 1951–61 работал художником-проектировщиком на ВДНХ, был главным художником павильона «Наука», в 1954–55 – стажёром-декоратором в ГАБТ (совместно с А. Г. Тышлером, В. Ф. Рындиным, И. М. Рабиновичем). В 1955–70 создавал иллюстрации для различных журналов. С 1956 участник выставок художников-нонконформистов. В середине 1950-х гг. З. перешёл от фигуративной живописи к абстрактной («Счётчик Гейгера», 1955–56, ГТГ), став наряду с Е. Г. Михновым, В. Л. Слепяном, О. С. Прокофьевым, Б. З. Турецким одним из первых послевоенных отечественных художников-абстракционистов. С 1956–57 благодаря знакомству с искусством модернизма и современным западным искусством (прежде всего, с абстрактным экспрессионизмом), а также с различными отраслями и тенденциями современного научного знания (прежде всего, с кибернетикой, теорией информации, теорией множеств, математической логикой, а также с методами электрофизиологического исследования, новейшими открытиями в области физиологии высшей нервной деятельности и др.) З. разрабатывал «сигнальную систему». Она позволила З. средствами беспредметного искусства исследовать психофизиологическую моторику, специфику зрительной и интеллектуальной реакции на цвет и форму (З. обозначает период «сигнальной живописи» в своём творчестве как этап «психофизиологии»). Так, в сериях «Протосигналы» (1957) и «Сигнальная система» (1957–62; обе гуашь) базовые элементы композиции (простейшие окрашенные локальными цветами геометрические формы, прямые линии, точки и т. д.) становятся структурно и ритмически организованными зрительными сигналами, а картина предстаё как своего рода экран с закодированным изображением. Системный подход к организации художественного языка выделяет творчество З. на фоне других проявлений абстракционизма в рамках неоавангарда, тяготевших к спонтанности и психологизации, и этим в некоторой степени наследует живописным системам В. В. Кандинского и П. Мондриана. В 1958 на основе принципов «сигнальной системы» З. оформил Всесоюзную выставку электросварки в павильоне «Механизация и электрификация сельского хозяйства» на ВДНХ, в конце 1950-х гг. оформлял производственные помещения и объекты, разрабатывал интерьеры космических кораблей, совместно со Слепяном проводил сеансы «одновременной живописи».
В 1960–63 З. создал серию автопортретов, в 1962 вернулся к фигуративной станковой живописи (серия «Москва», 1950-е – 1980-е гг.), ездил в творческие командировки (серия «Балаково», 1962), в 1970-х гг. создал многочисленные экспрессивные живописные и графические портреты, а также лирические полуабстрактные пейзажи (графическая серия «Крым. Коктебель», 1966–81), в которых исследовательская, экспериментальная основа творчества остаётся по-прежнему важной.
С 1978 З. вновь обратился к абстракции («Метафизическая композиция», 1978, ГРМ), называя свой период творчества до 1988 этапом «метафорики». «Метафорическая абстракция», в отличие от «сигнальной системы», раскрывает религиозные, гуманистические, социальные, исторические и метаисторические темы. Условные беспредметные элементы соседствуют здесь с контурами-пиктограммами человеческих фигур и наделены экспрессией и динамизмом (работы из серий «Библейский цикл», 1965–80; «Ритм города», 1970–80; «Люди, пространство, ритмы», 1979–90, и др.). В произведениях 1990-х гг. З. переосмысливал опыт «сигнальной системы», тяготея то к статичному структурному элементаризму (напр., ряд созданных в 1996 работ из серии «Пространственные конструкции»), то к динамически активной знаковой среде: работы 1988–93 из этой же серии, а также серии «Иерусалим» (1989–92), «Абстракция» (1990–96), «Полифония» (1996–2010) и др. Последний период, названный З. этапом «мышления», посвящён анализу языковых структур процессов мышления, а также поиску «синтеза между логическим началом и началом чувственным» (серии «Неоконструкция», «Конструкция и структура» и др.). В ряде работ 2000-х гг. темой художественного исследования стал визуальный язык пространства сети Интернет; З. нередко применял технику постерной печати на холсте.
Серебряная медаль РАХ (1998).