Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЛИ́НФА

Авторы: М. В. Гринберг
Фото М. В. Гринберг Плинфа. Кладка алтарной части церкви Мирелейон в Константинополе. Нач. 10 в.

ПЛИ́НФА (от греч. πλνθος  – кир­пич), ши­ро­кий и пло­ский обож­жён­ный кир­пич квад­рат­ной фор­мы со сто­ро­ной 32–36 см и тол­щи­ной 3,5–5 см, ос­нов­ной строи­тель­ный ма­те­ри­ал в Ви­зан­тии. Про­цесс про­из-ва П. из гли­ны, со­ло­мы, минер. до­ба­вок (пе­сок и др.) сле­до­вал рим. тра­ди­ции. В клад­ке ря­ды П. че­ре­до­ва­ли со слоя­ми из­вест­ко­во­го рас­тво­ра ок. 5 см тол­щи­ной. В позд­не­ви­зан­тий­ский пе­ри­од из­вест­ко­вый рас­твор за­ме­ня­ли гли­ной (напр., при со­ору­же­нии ц. Св. Пан­те­леи­мо­на в Фес­са­ло­ни­ки, 14 в.). При­ме­ры строи­тель­ст­ва ис­клю­чи­тель­но из П. бы­ли до­воль­но ред­ки­ми (ц. Ми­ре­лей­он в Кон­стан­ти­но­по­ле, нач. 10 в.). Ча­ще П. со­вме­ща­ли с кам­нем, сле­дуя рим. тех­ни­ке opus mixtum. Со 2-й пол. 10 в. в кон­стан­ти­но­поль­ской ар­хи­тек­ту­ре ши­ро­ко при­ме­ня­лась тех­ни­ка клад­ки с уто­п­лен­ным ря­дом (ря­ды кир­пи­ча по­пе­ре­мен­но ис­че­за­ют с по­верх­но­сти стен, из-за че­го слой рас­тво­ра вы­гля­дит го­раз­до тол­ще, чем кир­пич). Ино­гда по­верх­ность стен шту­ка­ту­ри­ли, скры­вая т. о. де­фек­ты клад­ки (юж. цер­ковь мон. Пан­то­кра­то­ра в Кон­стан­ти­но­по­ле, 1118–24). С сер. 11 в. по­яв­ля­ет­ся ор­на­мент из П. (зиг­за­ги, кру­ги, мо­тив кор­зин­но­го пле­те­ния), к кон. 13 в. став­ший важ­ным эле­мен­том де­ко­ра хра­ма. П. при­ме­ня­лась так­же в др.-рус. хра­мо­вом зод­че­ст­ве 10 – нач. 13 вв. (Со­фий­ский со­бор в Кие­ве).

Лит.: Оустер­ха­ут Р. Ви­зан­тий­ские строи­те­ли. К.; М., 2005.

Вернуться к началу