О́БЩЕСТВО ПООЩРЕ́НИЯ ХУДО́ЖЕСТВ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
О́БЩЕСТВО ПООЩРЕ́НИЯ ХУДО́ЖЕСТВ (ОПХ; до 1882 Об-во поощрения художников; в 1882–1917 Императорское; в 1917–29 Всероссийское), рос. общественная организация, Об-во возникло в 1820 в С.-Петербурге по инициативе кн. И. А. Гагарина (из рода Гагариных), статс-секретаря П. А. Кикина, художников-любителей – подполк. А. И. Дмитриева-Мамонова (из рода Дмитриевых-Мамоновых) и флигель-адъютанта Л. И. Киля; ставило своей целью «помогать художникам, оказывающим дарование, и способствовать к распространению всех изящных искусств… полезными изданиями стараться угождать публике». Первоначально членами ОПХ были в осн. меценаты, просвещённые аристократы и любители иск-ва [в т. ч. гос. деятели – графы В. П. Кочубей, И. Ф. Паскевич, П. Н. Игнатьев, М. С. Воронцов, С. С. Уваров, А. Х. Бенкендорф, А. Г. Кушелев-Безбородко, В. А. Мусин-Пушкин (из рода Мусиных-Пушкиных)], также писатели, художники, музыканты и худож. критики [В. А. Жуковский, кн. В. Ф. Одоевский, гр. М. Ю. Виельгорский (см. Виельгорские), А. Г. Варнек, кн. Г. Г. Гагарин, гр. Ф. П. Толстой и др.]. Первый устав об-ва утверждён имп. Николаем I в 1833; оно находилось под покровительством имп. двора и получало ежегодные денежные субсидии. Председателями к-та ОПХ состояли: Кикин (до 1834), гр. В. В. Мусин-Пушкин-Брюс (см. в ст. Брюсы; 1835–36), К. А. Нарышкин (из рода Нарышкиных; 1836–38), гр. П. И. Кутайсов (1838–39); члены имп. фамилии (с 1840) – герцог М. Лейхтенбергский (из рода Лейхтенбергских; 1840–51), его супруга вел. кн. Мария Николаевна (1851–75), их дочь принцесса Е. М. Ольденбургская (1878–1914; в 1915–17 поч. пред.), вел. кн. Пётр Николаевич (1915–17). Секретарями к-та были Ф. Ф. Шуберт (1820–33), В. И. Григорович (1833–42), гр. Н. И. Мусин-Пушкин (1853–56), Ф. Ф. Львов (1856–64), Д. В. Григорович (1864–84), Н. П. Собко (1884–1900), Н. К. Рерих (1901–06), В. И. Зарубин (1906–17).
По заказу ОПХ выпускались литографич. серии и альбомы («Виды С.-Петербурга и его окрестностей», 1821–26; «Портреты знаменитых россиян», 1821; «Сцены из русского народного быта», 1852, и др.), к работе над которыми привлекались известные мастера – К. П. Беггров, К. П. Брюллов, С. Ф. Галактионов, И. С. Щедровский; А. Г. Венецианов и его ученики исполняли ставшие популярными хромолитографии, которые продавались в магазине об-ва на Невском просп. Издавались также учебные пособия и атласы для начинающих живописцев. С 1823 ОПХ издавало «Журнал изящных искусств» (под ред. В. И. Григоровича), в 1836–40 – «Художественную газету» (под ред. Н. В. Кукольника). Оно оказывало материальную поддержку мн. ученикам петерб. АХ; заграничными пенсионерами об-ва были А. П. Брюллов, К. П. Брюллов, А. А. Иванов, К. А. Трутовский, Г. Г. Чернецов, Н. Г. Чернецов и др. С 1826 об-во организовывало выставки-продажи худож. произведений, с 1837 – худож. лотереи и аукционы, с 1860 – ежегодные конкурсы молодых художников с присуждением именных денежных премий (среди первых награждённых – В. Г. Перов, Л. Л. Каменев, И. И. Шишкин, М. К. Клодт, Ф. А. Васильев, А. К. Саврасов, И. Е. Репин, В. Е. Маковский).
После утверждения нового устава ОПХ (1857), помимо действит. членов (ок. 140; в т. ч. гр. С. Ю. Витте, П. М. Третьяков, барон А. Л. Штиглиц, П. П. Гнедич, Н. П. Кондаков, Д. А. Ровинский, В. В. Стасов), в него вошли св. 600 членов-соучастников, среди них – известные художники, архитекторы и меценаты (И. К. Айвазовский, Альберт Н. Бенуа, Н. Л. Бенуа, А. П. Боголюбов, А. П. Брюллов, Б. П. Виллевальде, Н. Н. Ге, М. Зичи, Ф. И. Иордан, Н. Н. Каразин, П. К. Клодт, А. И. Куинджи, Л. Ф. Лагорио, М. О. Микешин, кн. М. К. Тенишева, бр. Чернецовы, А. И. Штакеншнейдер). В 1857 в ведение ОПХ перешла основанная в 1839 С.-Петерб. рисовальная школа для вольноприходящих, были открыты новые специализир. классы, расширен преподавательский состав (среди учителей – А. И. Корзухин, И. Н. Крамской, Э. К. Липгарт, Н. С. Самокиш, А. И. Творожников); в 1889 организованы первые пригородные отделения школы для детей фабрично-заводских рабочих; с 1888 для выпускников введены пенсионерские поездки по России, с 1901 – заграничные (ежегодно для двух выпускников). Радикальная реформа Рисовальной школы связана с директорством Н. К. Рериха (1906–18), когда усилилось преподавание общеобразоват. предметов (в т. ч. истории иск-ва), были созданы худож.-пром. мастерские (рукодельная, ткацкая, иконописная, керамическая, живописи по фарфору, чеканки и др.). В это время число учеников школы и её отделений достигло ок. 2 тыс.; к преподаванию были привлечены И. Я. Билибин, С. К. Маковский, В. В. Матэ, А. А. Рылов, Н. П. Химона, В. А. Щуко и др. В 1870 при ОПХ организован Худож.-пром. музей (первый директор – Д. В. Григорович, затем М. П. Боткин, П. П. Гнедич, С. П. Яремич). Под эгидой ОПХ издавались журналы «Искусство и художественная промышленность» (1898–1902, под ред. Н. П. Собко) и «Художественные сокровища России» (1901–07, под ред. А. Н. Бенуа, с 1903 – А. В. Прахова).
В марте – апр. 1917 на экстренном общем собрании об-во переименовано во Всерос. ОПХ и избран новый к-т во главе с вице-пред. Л. Ф. Лагорио [председатели – П. П. Гнедич (1918–19), П. И. Нерадовский (1919–28) и Н. А. Сергеев (с мая 1928)]. Новый устав ОПХ (1919) подтвердил неизменность задач об-ва («содействовать процветанию художественного творчества в России»); одна из главных задач – сохранение Рисовальной школы и преобразование её под рук. Н. К. Рериха в Свободную академию. Однако в 1918 по распоряжению Совнаркома денежные фонды ОПХ были аннулированы, Рисовальная школа передана в ведение отдела ИЗО Наркомпроса и превращена в худож.-пром. мастерские. ОПХ продолжало устраивать аукционы худож. произведений; особо ценные приобретались для безвозмездной передачи в Эрмитаж, ГРМ и др. музеи. С 1924 об-во находилось в ведении Рос. академии истории материальной культуры; в том же году в фонд академии передан музей ОПХ (в 1929 его собрание разошлось по разл. музеям). В 1930 ОПХ упразднено как «несоответствующее духу времени».