НОРМА́ННСКИЙ СТИЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НОРМА́ННСКИЙ СТИЛЬ, условное название, применяемое к архит. сооружениям, возведённым по заказу норманнов в завоёванных ими землях в сер. 11–12 вв. На всех этих территориях Н. с. является разновидностью романского стиля, однако отличается собственной худож. спецификой в каждом из регионов.
В англ. архитектуре, где распространение романики началось после нормандского завоевания Англии 1066 и где с помощью нового стиля осознанно вытеснялось англосаксонское зодчество предшествующего периода, понятие «Н. с.» фактически является синонимом романского стиля. На раннем этапе (до 1090) в церковной и замковой архитектуре в Англии господствовали решения (тип кладки, вертикаль нефа, состоящая из аркад, чередование опор, использование сводов и пр.), развитые до этого в Нормандии (ц. Сент-Этьенн в Кане, аббатство в Жюмьеже и др.), проявившиеся в соборе Вестминстерского аббатства (1065), соборах в Кентербери (строился с 1075–77), Линкольне (1073–92), Или (начат в 1081–83, достраивался в 12–14 вв.), Дареме (начат в 1093), церквах аббатств Сент-Олбанс и Тьюксбери (обе начаты в 1090-е гг.) и др., которые затем трансформировались в нац. вариант англ. романского стиля. Замки также возводились в соответствии с нормами, принятыми в Нормандии: лондонский Тауэр воспроизводил руанский замок Вильгельма Завоевателя; также замки в Дареме (упоминается с 1072) с норманнской часовней (1080), в Кардиффе (1090-е гг.), в Уэльсе и др.
Для юж.-итал. областей Калабрии и Апулии, завоёванных к 1072 Робертом Гвискаром, появление норманнов означало начало латинизации этого региона, который ранее находился преим. под визант. и араб. влияниями. Норманны способствовали распространению бенедиктинских монастырей, строили и перестраивали гор. соборы (в Таранто, 1070; в Отранто, 1088). Образцом для подражания стала ц. Свт. Николая в Бари (1087 – кон. 12 в.) – трёхнефная базилика с эмпорами и стропильными перекрытиями, сочетающая черты ломбардо-эмилианского (небольшое крыльцо на колонках, подпираемых фигурами львов), пизанского (декор в виде слепых аркад) и французского (2 башни, которые фланкируют фасад с ризалитами) зодчества. По её подобию были возведены соборы Св. Сабина в Бари (1034–64), Сан-Валентино в Битонто (11–12 вв.), Св. Николая Паломника в Трани (закончен в сер. 13 в.), Санта-Мария-Маджоре в Барлетте (начат в 1126), Санта-Мария-Ассунта в Руво-ди- Пулья (12–13 вв.) и др. На завоёванных территориях норманны возводили многочисл. замки (вначале деревянные, затем каменные) по технологии, вывезенной из Нормандии: на искусственном возвышении, в окружении мощных стен и рва, с высокой башней-донжоном (в Мельфи, кон. 11 в.; в Бари, 1132, и др.).
Норманнские постройки на о. Сицилия несут на себе отпечаток вост. влияний. Королевский (Норманнский) дворец (11 в.) с Палатинской капеллой (1-я пол. 12 в.), а также резиденции Ла-Дзиза (1154–60) и Ла-Куба (1180) в Палермо гораздо ближе зданиям Кордовы, Константинополя и Дамаска, чем Сев. Европы. В соборах Палермо (1185) и Чефалу (ок. 1148), палермитанских церквах Сан-Джованни-деи-Леббрози (1071), Сан-Джованни-дельи-Эремити (ок. 1136), Санта-Мария- дель-Аммиральо (Марторана, 1143), Сан- Катальдо (сер. 12 в.) и др. постройках сплавлены черты араб., визант. и европ. архитектуры и декора. Космополитизм Н. с. в Юж. Италии, на Сицилии, предвосхитил «классицизм», расцветший в 13 в. при дворе Фридриха II Штауфена.