Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НИХО́НГА

Нихонга. Сёэн Уэмура. «Вечер». Свиток. 1935. Музей «Яматанэ» (Токио).

НИХО́НГА (букв. – япон­ская жи­во­пись), жи­во­пись тра­диц. на­прав­ле­ния в Япо­нии кон. 19 – нач. 21 вв. Сло­вом «Н.» на­зы­ва­ют всю нац. жи­во­пись (с 8 в.); тер­мин «шко­ла (на­прав­ле­ние) Н.» воз­ник в по­след­ней тре­ти 19 в. в свя­зи с тем, что на­ря­ду со ср.-век. ху­дож. тра­ди­ци­ей по­яви­лось но­вое ев­ро­пеи­зи­ро­ван­ное на­прав­ле­ние в япон. живо­пи­си – ёга (стан­ко­вые кар­ти­ны мас­лом). Ху­дож­ни­ки Н. про­дол­жа­ют ис­пол­нять свои про­из­ве­де­ния ту­шью и клее­вы­ми во­до­рас­тво­ри­мы­ми крас­ка­ми на шёл­ке и бу­ма­ге, в фор­ме свит­ков, вее­ров, ширм, пан­но; на­ря­ду с творч. пре­тво­ре­ни­ем тра­диц. форм и жан­ров («цве­ты-пти­цы», «го­ры-во­ды», изо­бра­же­ния кра­са­виц), не­ред­ко об­ра­ща­ют­ся к совр. те­мам. В 1880 в Кио­то от­кры­лась пер­вая япон. шко­ла жи­во­пи­си, где обу­ча­ли и Н., и ёга; в 1896 воз­ник­ла Ас­со­циа­ция жи­во­пи­си (Ко­со Кё­кай) – проф. объ­е­ди­не­ние мас­те­ров Н. (Сэй­хо Та­кэу­ти, Хо­мон Ки­ку­ти, Сюн­кё Яма­мо­то, Кэй­гэ­цу Ки­ку­ти, Суй­сё Ни­сия­ма, Хэй­ха­ти­ро Фу­ку­да и др.). В 1884 в То­кио соз­да­но Об-во по­ощ­ре­ния жи­во­пи­си (Кан­га­кай), сре­ди его чле­нов – Тэн­син Ока­ку­ра, Тай­кан Ёкоя­ма, Сюн­со Хи­си­да, Канд­зан Си­мо­му­ра. При под­держ­ке это­го об­ще­ст­ва в 1887 бы­ла от­кры­та То­кий­ская шко­ла изящ­ных ис­кусств. Бо­лее кон­сер­ва­тив­ное на­прав­ле­ние пред­став­ля­ли мас­те­ра Япон. ас­со­циа­ции иск-ва в То­кио (ос­но­ва­на в 1887). К круп­ней­шим мас­те­рам Н. 20 в. при­над­ле­жат Си­ко Има­му­ра, Юки­хи­ко Ясу­да, Ко­кэй Ко­бая­си, Ма­эда Сэй­сон, Тэс­сай То­мио­ка, Сё­эн Уэму­ра, Гё­ку­до Ка­ваи, Хя­ку­суй Хи­ра­фу­ку, Рю­си Ка­ва­ба­та, Ми­сао Ёкоя­ма, Ири Ма­ру­ки, Мэйд­зи Ха­си­мо­то, Син­суй Ито, Хо­сюн Яма­гу­ти, Кайи Хи­га­сия­ма, Та­цуо Та­кая­ма и др. На про­тя­же­нии 20 – нач. 21 вв. шко­ла Н. пре­тер­пе­ла ряд из­ме­не­ний; со­хра­няя тра­диц. ос­но­ву, япон. жи­во­пись вос­при­ня­ла не­ко­то­рые сти­ли­стич. чер­ты за­пад­но­го иск-ва, ино­гда сбли­жа­ясь с ёга.

Лит.: Канд­за­ки К. Ис­то­рия ни­хон­га в Кио­то. Кио­то, 1929 (на япон. яз.); Miyagawa T. Mo­dern Japanese paintings: an art in transition. Tokyo, 1967; Япон­ское со­вре­мен­ное ис­кус­ство: с кон­ца пе­рио­да Эдо до на­ших дней. То­кио, 1974 (на япон. яз.); Вы­став­ка про­из­ве­де­ний япон­ской на­цио­наль­ной жи­во­пи­си из му­зея «Яма­та­нэ»: [Шко­ла ни­хон­га]. То­кио, [1976]; Ка­ва­ки­та М., Та­ка­си­на С. Ис­то­рия со­вре­мен­ной япон­ской жи­во­пи­си. То­кио, 1978 (на япон. яз.); Conant E. P., Rimer J. Th., Owyoung S. Nihonga: transcending the past: Japanese-style painting, 1868–1968. Weather­hill, 1996.

Вернуться к началу