Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НИ́МФЫ

Авторы: А. В. Стрелков

НИ́МФЫ (Νύμφαι ), в греч. ми­фо­ло­гии пре­крас­ные, веч­но юные жен­ские бо­же­ст­ва при­ро­ды. Н. яв­ля­ют­ся мор­ские и реч­ные бо­же­ст­ва (не­реи­ды, океа­ни­ды, на­яды), бо­же­ст­ва гор, рощ и де­ревь­ев (оре­стиа­ды, аль­сеи­ды, дриа­ды, га­мад­риа­ды, ме­лиа­ды). Н. ино­гда вы­сту­па­ют как не­кое «мно­же­ст­во», по­кро­ви­те­ли оп­ре­де­лён­ной ме­ст­но­сти (в Эли­де аниг­рид­ские Н. и Н. Ио­ни­ды, в Ме­га­рах сиф­нид­ские Н., в Бе­о­тии ки­фе­рон­ские и ли­беф­рий­ские Н.). Су­ще­ст­во­ва­ли ми­фы о кон­крет­ных Н. (об Аре­ту­зе и реч­ном бо­же­ст­ве Ал­фее, о Сал­ма­ки­де и Гер­маф­ро­ди­те, об Эхо и Нар­цис­се). Н. всту­па­ли в брач­ные от­но­ше­ния с бо­га­ми и смерт­ны­ми и ста­но­ви­лись ма­те­ря­ми бо­гов и ге­ро­ев (ним­фа Майя – мать Гер­ме­са, ним­фа Ко­ро­ни­да – мать Аск­ле­пия, ним­фа Дрио­па – мать Па­на, ним­фа Эги­на – мать Эа­ка, не­реи­да Фе­ти­да – мать Ахил­ла и др.). Не­ко­то­рые Н. об­ла­да­ли да­ром ис­це­ле­ния от разл. бо­лез­ней и да­ром про­ри­ца­ния. Свя­ти­ли­ща Н. на­хо­ди­лись в пе­ще­рах, гро­тах, ро­щах, воз­ле вод­ных ис­точ­ни­ков.

Иконография

Н. Пуссен. «Вакханалия перед статуей Пана». 1632–33. Национальная галерея (Лондон).

В ан­тич­ном иск-ве Н., изо­бра­жав­шие­ся в ви­де пре­крас­ных де­ву­шек, встре­ча­ют­ся в ва­зо­пи­си, в скульп­ту­ре и жи­во­пи­си. В ев­роп. иск-ве Но­во­го вре­ме­ни Н. пред­став­ля­ли, как пра­ви­ло, об­на­жён­ны­ми или по­лу­об­на­жён­ны­ми. В ка­че­ст­ве спут­ниц ан­тич­ных бо­гов они при­сут­ст­ву­ют во мно­гих ми­фо­ло­гич. сю­жетах: «Ро­ж­де­ние Ве­не­ры» (кар­ти­на Ф. Бу­ше, 1740, Нац. му­зей, Сток­гольм), «Ку­па­ние Диа­ны» (кар­ти­на Ф. Клуэ, 1550–60, Му­зей изо­бра­зит. ис­кусств, Ру­ан), «Диа­на и Ак­те­он» (кар­ти­на Ти­циа­на, 1556–59, Нац. га­ле­рея Шот­лан­дии, Эдин­бург), «Диа­на и ним­фы» (кар­ти­на До­ме­ни­ки­но, 1616–17, Га­ле­рея и му­зей Бор­ге­зе, Рим), «Вак­ха­на­лия» (кар­ти­на «Вак­ха­на­лия пе­ред ста­ту­ей Па­на» Н. Пус­се­на, 1632–33, Нац. га­ле­рея, Лон­дон), «Апол­лон и ним­фы» (скульп­тур­ная груп­па Ф. Жи­рар­до­на в гро­те Апол­ло­на в Вер­са­ле, 1666–75), «Ги­лас и ним­фы» (кар­ти­на Дж. У. Уо­тер­хау­са, 1896) и т. д. Н. час­то встре­ча­ют­ся в пас­то­раль­ных сце­нах (кар­ти­на «Пас­тух и ним­фа» Ти­циа­на, 1575–76, Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на), так­же в пей­за­жах (кар­ти­ны «Ним­фа у ис­точ­ни­ка» Л. Кра­на­ха Стар­ше­го, 1518, Му­зей изо­бра­зит. ис­кусств, Лейп­циг; «Пей­заж с ним­фа­ми и са­ти­ра­ми» П. Бри­ля, 1623, Ме­мо­риаль­ный ху­дож. му­зей Ал­ле­на, Обер­лин; «Ним­фы и са­ти­ры при­вет­ст­ву­ют пля­ской вос­ход солн­ца» К. Ко­ро, 1851, Лувр, Па­риж; «Ку­паю­щие­ся ним­фы» А. Бёк­ли­на, 1866, фонд О. Рай­нхар­та, Вин­тер­тур; «Ним­фа у ис­точ­ни­ка» О. Ре­нуа­ра, 1882, Нац. га­ле­рея, Лон­дон). Об­на­жён­ные спя­щие и бодр­ст­вую­щие Н. слу­жи­ли оли­це­тво­ре­ни­ем чув­ст­вен­ной люб­ви (кар­ти­ны «Спя­щая ним­фа» Д. ван дер Лис­се, 1640-е гг., Мау­риц­хёйс, Гаа­га; «Ним­фы у ис­точ­ни­ка люб­ви» Я. Йор­дан­са, ок. 1630, Пра­до, Мад­рид), как и сце­ны пре­сле­до­ва­ния Н. са­ти­ра­ми (кар­ти­ны «Диа­на и ним­фы, за­стиг­ну­тые врас­плох са­ти­ра­ми» П. П. Ру­бен­са, 1638–40, Пра­до; «Ним­фы и са­тир» А. В. Буг­ро, 1873, Ин-т изо­бра­зит. ис­кусств, Мас­са­чу­сетс).

Фи­гу­ры Н. тра­ди­ци­он­но ук­ра­ша­ли фон­та­ны: «Фон­тан сты­да» («Фон­тан Пре­то­рия») в Па­лер­мо (1555–84, скульп­то­ры Ф. и К. Ка­мил­ла­ни), «Фон­тан не­вин­ных» Ж. Гу­жо­на в Па­ри­же, где Н. вы­сту­па­ют оли­це­тво­ре­ни­ем рек Фран­ции (1547–49; ори­ги­на­лы ба­рель­е­фов – Лувр), и др. Об­раз ле­ген­дар­ной «ним­фы Фон­тенб­ло» ши­ро­ко ис­поль­зо­вал­ся в изо­бра­зит. иск-ве Фон­тенб­ло шко­лы (рель­еф Б. Чел­ли­ни, 1543–44, Лувр). Так­же мно­го­чис­лен­на ико­но­гра­фия кон­крет­ных нимф (Даф­ны, Фе­ти­ды, Аре­ту­зы, Эхо и др.).

Лит.: Larson J. Greek nymphs: myth, cult, lore. Oxf., 2001.

Вернуться к началу