НИ́МФЫ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИ́МФЫ (Νύμφαι ), в греч. мифологии прекрасные, вечно юные женские божества природы. Н. являются морские и речные божества (нереиды, океаниды, наяды), божества гор, рощ и деревьев (орестиады, альсеиды, дриады, гамадриады, мелиады). Н. иногда выступают как некое «множество», покровители определённой местности (в Элиде анигридские Н. и Н. Иониды, в Мегарах сифнидские Н., в Беотии киферонские и либефрийские Н.). Существовали мифы о конкретных Н. (об Аретузе и речном божестве Алфее, о Салмакиде и Гермафродите, об Эхо и Нарциссе). Н. вступали в брачные отношения с богами и смертными и становились матерями богов и героев (нимфа Майя – мать Гермеса, нимфа Коронида – мать Асклепия, нимфа Дриопа – мать Пана, нимфа Эгина – мать Эака, нереида Фетида – мать Ахилла и др.). Некоторые Н. обладали даром исцеления от разл. болезней и даром прорицания. Святилища Н. находились в пещерах, гротах, рощах, возле водных источников.
Иконография
В античном иск-ве Н., изображавшиеся в виде прекрасных девушек, встречаются в вазописи, в скульптуре и живописи. В европ. иск-ве Нового времени Н. представляли, как правило, обнажёнными или полуобнажёнными. В качестве спутниц античных богов они присутствуют во многих мифологич. сюжетах: «Рождение Венеры» (картина Ф. Буше, 1740, Нац. музей, Стокгольм), «Купание Дианы» (картина Ф. Клуэ, 1550–60, Музей изобразит. искусств, Руан), «Диана и Актеон» (картина Тициана, 1556–59, Нац. галерея Шотландии, Эдинбург), «Диана и нимфы» (картина Доменикино, 1616–17, Галерея и музей Боргезе, Рим), «Вакханалия» (картина «Вакханалия перед статуей Пана» Н. Пуссена, 1632–33, Нац. галерея, Лондон), «Аполлон и нимфы» (скульптурная группа Ф. Жирардона в гроте Аполлона в Версале, 1666–75), «Гилас и нимфы» (картина Дж. У. Уотерхауса, 1896) и т. д. Н. часто встречаются в пасторальных сценах (картина «Пастух и нимфа» Тициана, 1575–76, Худож.-историч. музей, Вена), также в пейзажах (картины «Нимфа у источника» Л. Кранаха Старшего, 1518, Музей изобразит. искусств, Лейпциг; «Пейзаж с нимфами и сатирами» П. Бриля, 1623, Мемориальный худож. музей Аллена, Оберлин; «Нимфы и сатиры приветствуют пляской восход солнца» К. Коро, 1851, Лувр, Париж; «Купающиеся нимфы» А. Бёклина, 1866, фонд О. Райнхарта, Винтертур; «Нимфа у источника» О. Ренуара, 1882, Нац. галерея, Лондон). Обнажённые спящие и бодрствующие Н. служили олицетворением чувственной любви (картины «Спящая нимфа» Д. ван дер Лиссе, 1640-е гг., Маурицхёйс, Гаага; «Нимфы у источника любви» Я. Йорданса, ок. 1630, Прадо, Мадрид), как и сцены преследования Н. сатирами (картины «Диана и нимфы, застигнутые врасплох сатирами» П. П. Рубенса, 1638–40, Прадо; «Нимфы и сатир» А. В. Бугро, 1873, Ин-т изобразит. искусств, Массачусетс).
Фигуры Н. традиционно украшали фонтаны: «Фонтан стыда» («Фонтан Претория») в Палермо (1555–84, скульпторы Ф. и К. Камиллани), «Фонтан невинных» Ж. Гужона в Париже, где Н. выступают олицетворением рек Франции (1547–49; оригиналы барельефов – Лувр), и др. Образ легендарной «нимфы Фонтенбло» широко использовался в изобразит. иск-ве Фонтенбло школы (рельеф Б. Челлини, 1543–44, Лувр). Также многочисленна иконография конкретных нимф (Дафны, Фетиды, Аретузы, Эхо и др.).