НГУЕ́Н ФАН ТЯНЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НГУЕ́Н ФАН ТЯНЬ (Nguyẽn Phan Chánh) (21.7.1892, Хатинь – 22.11.1984, Ханой), вьетн. живописец, каллиграф. С детства воспитывался в конфуцианских традициях, занимался кит. каллиграфией под рук. своего отца, изучал классич. кит. письменность и вьетн. письмо тьыном, основанное на кит. иероглифике. С 14 лет принимал участие в расписывании храмов, писал портреты с натуры и по фотографиям. После ранней смерти отца содержал семью продажей своих картин, которые писал под псевд. Хонг Нам. В 1925–30 обучался в Высшей школе изящных искусств Индокитая в Ханое у франц. худ. В. Тардьё. Изучал технику масляной живописи, но с 1928 по совету Тардьё сосредоточил своё внимание на технике традиц. дальневосточной живописи акварелью и тушью на шёлке, по духу во многом схожей с нац. иск-вом Вьетнама. Обрёл индивидуальный стиль, мастерски комбинируя традиции живописи на свитках (текучесть и прозрачность красок, плавность линий, точность линейного силуэта, деликатность колорита и др.) с некоторыми европ. живописными приёмами.
Н. Ф. Т. считается основоположником вьетн. станковой живописи на шёлке. Он писал непритязательные сцены патриархального быта, точно подмечая осн. черты и самую суть деревенской жизни. Его изображения детей, стариков, женщин наполнены особой эмоциональностью и выразительностью; художник никогда не приукрашивал свои образы и не преподносил их как нечто экзотическое. Работы Н. Ф. Т. отмечены благородной сдержанностью колорита, его палитра ограничена несколькими цветами (янтарный, холодный синий, серый, чёрный, доминирующий коричневый), наложенными тонкими слоями акварели на шёлковую поверхность («Детская игра», 1931–32; «Девушка у моря», 1938; «На борьбу с засухой», «Мать и дитя», «Девушка с книгой» – все 1957; «Игра детей в камушки», 1931; «Автопортрет», 1962, и др.). Работал также в технике гуаши и карандашного рисунка («Деревянный мост», 1935). Начиная с 1930-х гг. Н. Ф. Т. получает широкую известность; в 1946 организует разл. выставки в пров. Хатинь с целью поддержки движения за независимость вьетн. народа. Одним из первых среди вьетн. мастеров Н. Ф. Т. приобрёл междунар. известность благодаря участию (с 1931) во многих худож. выставках за рубежом (Франция, Италия, Бельгия, США, Япония, СССР, Германия, Индия и др.). До 1955 жил в своей родной деревне; в 1955–56 преподавал в Высшем худож. ин-те в Ханое. В 1960-е гг. исполнял также повторения своих наиболее известных картин 1930-х гг. (по заказу Музея изящных искусств в Ханое, где ныне находится б. ч. его работ; работы художника есть также в Музее иск-ва народов Востока в Москве).