НГУЕ́Н ЗЯ ЧИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НГУЕ́Н ЗЯ ЧИ (Nguyẽn Gia Tri) (1908, Хадонг – 1993, Хошимин), вьетн. живописец. Из семьи конфуцианских учёных, бывших также ремесленниками (поставщиками костюмов и вышивок для имп. двора Нгуенов, последней правящей династии Вьетнама). Учился в Высшей школе изящных искусств Индокитая в Ханое (1928–36) у франц. мастеров В. Тардьё и Ж. Энгемберти. Работал в технике масляной живописи на холсте и шёлке, однако наибольший интерес проявил к лаковой живописи, стал её основоположником во вьетн. иск-ве 20 в. Создал свой стиль, искусно комбинируя традиц. техники с приёмами зап. мастеров (перспектива, светотень, построение композиции и т. д.). Писал романтич. пейзажи и идиллич. сцены, представляющие юных девушек, задумчиво стоящих у лотосовых озёр, ловящих бабочек или собирающих цветы. Обогатил цветовую палитру лаковых красок, изображая золотой бамбук с красноватыми листьями или зелёные стволы бамбука с добавлением голубого и серебристо-белого цветов. Для усиления худож. эффекта применял инкрустацию яичной скорлупой, перламутром и драгоценными камнями, использовал золотую и серебряную фольгу, наклеивание красочных крылышек насекомых, также тщательную полировку на последнем этапе работы. Его произведения отмечены элегантностью линий, игрой света, искусно созданными эффектами ритмично волнистой поверхности картин в сочетании с приглушённым золотистым мерцанием: «Пагода Тхай», «Девушка у лотосового пруда», «Осенний свет», «В деревенском храме», триптих «Рождество» (выполнен для ордена доминиканцев), «Парадиз», «У Озера Возвращённого меча» (все – кон. 1930-х – нач. 1940-х гг.). Работал также в технике резного лака и в области графики (карикатуры для газет, ксилографии и книжные иллюстрации, 1930-е гг.). В 1946–51 жил в Гонконге, после 1954 переехал в Сайгон (ныне Хошимин), где обратился к абстрактным композициям (1960–70), продолжая создавать романтич. пейзажи: «Битва на реке Батьданг» (1957–1958), «Рыбацкие лодки в заливе Халонг» (1960), «Танец под луной» (1968–1969), серия «Весенний сад на Юге, в Центре и на Севере» (1970–75). Его работы хранятся в музеях изобразит. искусств Ханоя и Хошимина, а также в частных собраниях мира.