Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛА́НГМАН

Авторы: А. Н. Лаврентьев
Е. М. Лангман. «Пушкинская площадь в Москве».1931.

ЛА́НГМАН Елеа­зар (Ели­зар) Ми­хай­ло­вич (1895, Одес­са – 1940, Мо­ск­ва), рос. фо­то­граф-до­ку­мен­та­лист. Учил­ся в Одес­ском ху­дож. уч-ще, Харь­ков­ском по­литех­нич. ин-те, Моск. кон­сер­ва­то­рии (по клас­су скрип­ки). Как проф. фо­то­граф ра­бо­тал с кон. 1920-х гг. Вхо­дил в со­став «Бри­га­ды Иг­на­то­ви­ча» (см. Иг­на­то­вич Б. В.), чл. ху­дож. объ­е­ди­не­ния «Ок­тябрь» (1930–31). По за­да­нию изд-ва «Изо­гиз» в 1930-е гг. де­лал съём­ки но­во­стро­ек Ук­раи­ны, на моск. за­во­де «Ди­на­мо» и Кра­ма­тор­ском ма­ши­но­стро­ит. за­во­де, в сов­хо­зах и кол­хо­зах. Его сним­ки опуб­ли­ко­ва­ны в фо­то­аль­бо­мах «Ин­ду­ст­рия со­циа­лиз­ма», «10 лет Уз­бе­ки­ста­на», «Мо­ск­ва ре­кон­ст­руи­ру­ет­ся», в жур­на­лах «Да­ёшь» и «СССР на строй­ке» (один из ав­тор­ских но­ме­ров по­свя­щён Ка­зах­ста­ну) и др. из­да­ни­ях. Вир­ту­оз­но поль­зо­вал­ся осн. фор­маль­но-ком­по­зиц. приё­ма­ми аван­гард­ной фо­то­гра­фии в фо­то­ре­пор­та­же: «упа­ков­ка» (на­сы­ще­ние кад­ра смы­сло­вы­ми и ком­по­зиц. де­та­ля­ми), «ко­си­на» (ди­на­мич. диа­го­наль­ное по­строе­ние), «раз­гон по кра­ям» (сме­ще­ние ком­по­зиц. цен­тра), ут­ри­ро­ван­ная пер­спек­ти­ва. Для съём­ки вы­ра­зит. порт­ре­тов круп­ным пла­ном вы­вин­чи­вал сто­пор­ный винт на объ­ек­ти­ве фо­то­ап­па­ра­та «Лей­ка», что по­зво­ля­ло сни­мать с близ­ко­го рас­стоя­ния (до 0,5 м). Вхо­дил в жю­ри фо­то­вы­ста­вок, ор­га­ни­зуе­мых Все­со­юз­ным об-вом куль­тур­ной свя­зи с за­гра­ни­цей (ВОКС) в кон. 1930-х гг.; чл. пре­зи­диу­ма фо­то­сек­ции Проф­сою­за ки­но­фо­то­ра­бот­ни­ков.

Лит.: Ан­то­ло­гия со­вет­ской фо­то­гра­фии. М., 1986. Т. 1: 1917–1940.

Вернуться к началу