ЛАМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛАМ (Lam) Вифредо (8.12.1902, Сагуа-ла-Гранде – 11.9.1982, Париж; похоронен на Кубе), кубин. живописец, график и скульптор. Его происхождение (мулат по матери, китаец по отцу, имел и исп. предков) способствовало близкому знакомству с разными, прежде всего афроамериканскими, религ. культами. С 1916 жил в Гаване, где обучался в Школе изящных искусств (1918–23). В 1923–38 жил в Барселоне и Мадриде, где посещал студию Ф. Алвареса де Сотомайора, также изучал в Прадо работы И. Босха, П. Брейгеля Старшего и Ф. Гойи; испытал влияние творчества П. Сезанна и П. Гогена. Принимал участие в Исп. революции 1931–39 на стороне республиканцев, после их поражения уехал в Париж, где вошёл в круг П. Пикассо («сыном» которого его в шутку называли). Был близко знаком с Ф. Леже, Ж. Браком, Х. Миро, Д. А. Канвейлером и др. В 1940–46 (вместе с А. Бретоном и К. Леви-Стросом) посетил Мартинику, Кубу, Гаити (где изучал ритуалы вуду), Нью-Йорк. В 1946 вернулся в Париж.
В основе стилистики живописи Л. – элементы кубизма, переосмысленные с позиций сюрреализма. Гл. задачами своего творчества Л. считал усвоение иск-вом европ. типа дохристианских мифопоэтич. комплексов, нахождение для них адекватной худож. формы, выявление внутр. мира, скрытого в подсознании афроамериканцев. Связь с воспоминаниями детства ощутима в творчестве Л. на протяжении всей его жизни. Иск-во Л. высоко ценил А. Бретон («никому не удавалось… так овладеть тайной соединения чувственного восприятия и рационального осмысления, которую мы всегда пытались постичь с помощью сюрреализма»). Характерные примеры его творчества – картины «Мать и дитя» (гуашь, 1939, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк), «Материнство» (1941, Нац. музей изящных искусств, Гавана), «Джунгли» (1942–44, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк; Нац. музей совр. иск-ва, Париж); картину «Третий мир» (1966, Нац. музей изящных искусств, Гавана) сам художник рассматривал как «приветствие кубинской революции». Полуабстрактные формы, проникающие друг в друга, живут в его картинах напряжённой жизнью, движутся, трансформируются, создавая фантасмагорию, которая, однако, подчинена чёткому ритму и решена в единой, обычно довольно мрачной коричнево-оливковой гамме, с проблесками белого, жёлтого, с охристыми и кровавыми бликами. В работах последнего периода ритмы и цветовое решение более спокойны и смягчены. В конце жизни Л. занимался литографией, керамикой. В 1983 в Гаване создан Центр им. В. Лама, занимающийся изучением иск-ва Лат. Америки и всего «третьего мира».