ДАВИ́Д-ГАРЕ́ДЖА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДАВИ́Д-ГАРЕ́ДЖА, комплекс пещерных монастырей, киновий и келий на границе Грузии и Азербайджана (бóльшая часть на территории Грузии), в 60 км к востоку от Тбилиси. Представляет собой сотни выдолбленных в скалах помещений на протяжении более 40 км вдоль склонов Гареджийского кряжа. Древнейший монастырь Д.-Г. – лавра Давида, основан сир. монахом св. Давидом, одним из 12 учеников св. Иоанна Зедазнели, пришедших с ним в Иверию в сер. 6 в. (Преображенская ц., 6 в., расширена при игумене Илларионе Картвели в сер. 9 в.; колокольня, стены с башнями 17 в.). Ученики и последователи св. Давида святые Додо и Лукиан основали монастыри Додос-Рка и Натлис-Мцемели (Иоанна Крестителя). Среди монастырей, созданных в 10–13 вв.: Удабно, Чичхитури, Бертубани (на территории Азербайджана). В некоторых монастырях строительство продолжалось до нач. 19 в. Мн. церкви и трапезные покрыты росписями (8–14 вв.), включающими портретные изображения ктиторов и донаторов (царица Тамара с сыном Георгием IV Лаши из мон. Бертубани, 1212–1213; копии Т. С. Щербатовой-Шевяковой в Музее искусств Грузии, Тбилиси; царь Димитрий II Самопожертвователь в ц. Благовещения мон. Удабно, ок. 1280). Ранние росписи мон. Додос-Рка (9–10 вв.) совмещают строгую иконописную манеру с архаичной иконографией («Христос во славе» в конхе апсиды). Росписям периодов расцвета живописной школы Д.-Г. (кон. 10–11, нач. 13 вв.) присущи простота композиции, сдержанная моделировка форм, силуэтность рисунка, светлый колорит с преим. локальными голубым, зелёным, рыжевато-красным, золотисто-охристым цветами (сцены «Жития св. Давида Гареджийского» в церкви мон. Удабно, 11 в.). В Д.-Г. найдены покрытые рельефами каменные стелы – основания крестов (стела со сценой охоты св. Евстафия, 5–6 вв., Музей истории Грузии, Тбилиси). Монастыри сильно пострадали во время нашествий сельджуков (11 в.), монголов (1265), Тамерлана (кон. 14 в.), персов (в пасхальную ночь 1617 по приказанию шаха Аббаса I зарублены 600 иноков), лезгин (18 в.), а также в 1948–1991, когда на территории Д.-Г. располагался военный полигон. Угасшая в 1920-х гг., монашеская жизнь возобновилась в 1990-е гг.