Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЖИВСКУЛЬПТА́РХ

Живскульптарх. «Храм общения народа». Эскизный проект Н. И. Исцелёнова. 1919. Третьяковская галерея (Москва).

ЖИВСКУЛЬПТА́РХ (пол­ное назв. «Жи­вопись – скульп­ту­ра – ар­хи­тек­ту­ра»), рос. ху­дож. объе­ди­не­ние. Соз­да­но в Мо­ск­ве в мае 1919 как Опыт­ная ко­мис­сия по воп­ро­сам скульп­тур­но-ар­хит. син­те­за (Син­скульпт­арх) при Скульп­тур­ном под­от­де­ле (за­тем – при под­от­де­ле Ху­дож. тру­да) От­де­ла ИЗО Нар­ком­про­са. В неё вхо­ди­ли скульп­тор Б. Д. Ко­ро­лёв (пред.) и ар­хи­те­кт­оры Н. А. Ла­дов­ский, Н. И. Ис­це­лё­нов, С. В. Домб­ров­ский, А. М. Рух­ля­дев, В. Ф. Крин­ский, Я. И. Райх, В. И. Фид­ман. В кон. 1919 эта ко­мис­сия пе­ре­и­ме­но­ва­на в Ко­мис­сию жи­во­пис­но-скульп­тур­но-ар­хит. син­те­за (позд­нее Ж.); в неё во­шли А. М. Род­чен­ко (ока­зав­ший зна­чит. влия­ние на дея­тель­ность объе­ди­не­ния), А. В. Шев­чен­ко и арх. Г. М. Ма­пу. Чле­ны объе­ди­не­ния за­ни­ма­лись проб­ле­ма­ми фор­мо­об­ра­зо­ва­ния и ху­дож. син­те­за, ве­ли по­ис­ки но­вых средств ху­дож. вы­ра­зи­тель­но­сти в ду­хе ар­хит. экс­прес­сио­низ­ма: ис­поль­зо­ва­ли ди­на­мич. со­че­та­ние про­стых гео­мет­рич. объё­мов, ас­со­циа­ции с при­род­ны­ми фор­ма­ми, в т. ч. со ска­ла­ми, ра­сте­ния­ми. Ж. раз­ра­ба­ты­вал экс­пе­рим. про­ек­ты – «Хра­ма об­ще­ния на­ро­да» («зда­ния чи­сто­го иск-ва»; идея из­ло­же­на в до­кла­де Ис­це­лё­но­ва, 1919); в 1920 – до́­ма-ком­му­ны («ком­му­наль­но­го до­ма») и зда­ния Со­ве­тов (Сов­деп) и др. Ра­бо­ты ма­сте­ров Ж. бы­ли по­ка­за­ны на 19-й Гос. вы­став­ке Все­рос. центр. вы­ста­воч­но­го бю­ро ИЗО Нар­ком­про­са (1920, Мо­ск­ва); по­сле это­го дея­тель­ность кол­лек­ти­ва пре­кра­ти­лась.

Лит.: Хан-Ма­го­ме­дов С. О. Твор­чес­кие те­че­ния, кон­цеп­ции и ор­га­ни­за­ции со­вет­ско­го аван­гар­да. М., 1993. Вып. 1: Жив­скульп­тарх (1919–1920 гг.). Пер­вая твор­чес­кая ор­га­ни­за­ция со­вет­ско­го ар­хи­тек­тур­но­го аван­гар­да. М., 1993; Стри­га­лев А. А. Не ар­хи­тек­то­ры в ар­хи­тек­ту­ре // Ве­ли­кая уто­пия. Берн; М., 1993; он же. К «но­вой ар­хи­тек­ту­ре» че­рез син­тез ис­кус­ств. Жив­скульпт­арх // Ху­до­жест­вен­ные мо­де­ли ми­ро­зда­ния. М., 1999. Кн. 2.

Вернуться к началу