ГЕ́РТГЕН ТОТ СИНТ-ЯНС
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЕ́РТГЕН ТОТ СИНТ-ЯНС (Geertgen tot Sint Jans) [между 1460 и 1465, Лейден (?) – 1495, Харлем (?)], нидерл. живописец. Учился у А. ван Ауватера в Харлеме, жил там же в монастыре ордена иоаннитов (отсюда имя; букв. – маленький Герард от св. Иоанна), не вступая, однако, в орден. Гл. работой мастера был большой алтарный триптих «Распятие» (ок. 1484–94) для церкви этого монастыря; сохранилась лишь правая створка – «Оплакивание Христа» (Худож.-историч. музей, Вена), полное суровой торжественности (на обороте – «Сожжение останков Иоанна Крестителя», с групповым портретом рыцарей-монахов, положившим начало жанру корпоративного портрета, распространённому в 16–17 вв.). Несмотря на заметное влияние Рогира ван дер Вейдена и Хуго ван дер Гуса, образы мастера пленяют искренностью благочестивых эмоций, пестроватый колорит напоминает порой нар. картинки, а обилие бытовых деталей вносит в композицию особую задушевность («Родня Христова в церкви», ок. 1480, Рейксмюсеум, Амстердам; «Поклонение волхвов», ок. 1490–95, Нац. галерея, Прага). Алтарная картина «Ночное Рождество» (ок. 1480–90, Нац. галерея, Лондон) стала одним из первых «ноктюрнов» (ночных сцен) в европ. живописи; слияние человека с природой передаёт картина «Иоанн Креститель в пустыне» (ок. 1485–90, Гос. музеи, Берлин). В исполненном острого драматизма образе «Христа Страждущего» (Музей архиепископа, Утрехт) натурализм причудливо сочетается с традиц. ср.-век. золотым фоном.