ГЕРА́ТСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЕРА́ТСКАЯ ШКО́ЛА миниатюры, школа вост. живописи в Герате, специализировавшаяся на оформлении рукописной книги. Существовала в 15 – нач. 16 вв. Связана с деятельностью основанных Тимуридами Шахрухом и его сыном Байсункаром в 1410–20-х гг. книжных мастерских – китабхане, при участии вывезенных из Тебриза и, возможно, Шираза художников и каллиграфов. Известны также контакты Г. ш. с кит. искусством (в 1419–22 гератец Гийяс ад-Дин Наккаш совершил путешествие в Китай), влияние которого проявилось в характерной для миниатюр Г. ш. композиции с высоким горизонтом и в подчёркнуто изысканном рисунке. Стиль Г. ш. 1-й пол. 15 в. (Амир Халил, Ахмад Наккаш, Али Мусаввир) отличают тонкое письмо с тщательной проработкой деталей и богатая красочная гамма изысканно подобранных чистых тонов (миниатюры «Хамсе» Низами, 1431, Эрмитаж, С.-Петербург). После смерти Шахруха султан Улугбек перевёл придворную китабхане в Самарканд (1448), но Г. ш. не только сохранила свои традиции, но под покровительством Султан-Хусейна Байкары и его визиря поэта Алишера Навои в последней трети 15 – нач. 16 вв. пережила новый расцвет, связанный с творчеством Кемаль-ад-Дина Бехзада и его ученика Касима Али. Миниатюристы Г. ш. в этот период достигли высочайшего мастерства композиции, состоящей из нескольких планов и усложнённой включением достоверных пейзажных и архит. мотивов, большого числа фигур людей и животных. Гератские миниатюры кон. 15 – нач. 16 вв. (иллюстрации к 2 спискам «Хамсе» Низами, выполненные в 1493 и 1493–94; оба – Брит. музей, Лондон) отличаются разнообразием сюжетов, насыщенной палитрой красок, тенденцией к индивидуальным, нередко портретным характеристикам персонажей.