Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГА́ЛИЦКО-ВОЛЫ́НСКАЯ ШКО́ЛА

Авторы: И. Л. Бусева-Давыдова
Галицко-волынская школа. Портал церкви Святого Пантелеимона в с. Шевченково. Кон. 12 – нач. 13 вв.
Галицко-волынская школа. Успенский собор во Владимире-Волынском. 1157–1160.

ГА́ЛИЦКО-ВОЛЫ́НСКАЯ ШКО́ЛА, од­на из наи­бо­лее зна­чит. школ др.-рус. изо­бра­зит. иск-ва и ар­хи­тек­ту­ры. На­ча­ла фор­ми­ро­вать­ся в сер. 12 в. гл. обр. на тер­ри­то­рии Га­лиц­ко­го и Вла­ди­ми­ро-Во­лын­ско­го кня­жеств, объ­е­ди­нив­ших­ся в 1199. Ис­пы­та­ла за­мет­ное влия­ние иск-ва Поль­ши, Че­хии и Венг­рии. Сре­ди пер­вых па­мят­ни­ков Г.-в. ш. – кня­же­ский дво­рец и 4-столп­ная ц. Спа­са (2-я пол. 1140-х гг.), Ус­пен­ский со­бор (пред­по­ло­жи­тель­но ру­беж 1140–50-х гг.) в Га­ли­че. На строи­тель­ст­ве, су­дя по роман­ской стро­ит. тех­ни­ке, ра­бо­та­ли польск. мас­те­ра, хо­тя и цер­ковь, и со­бор, вы­пол­нен­ные из бе­ло­го кам­ня и ук­ра­шен­ные резь­бой, име­ли тра­диц. кре­сто­во-ку­поль­ную струк­ту­ру. Во 2-й пол. 12 в. на тер­ри­то­рии Га­лиц­ко­го кн-ва поя­ви­лись (ве­ро­ят­но, при уча­стии венг. зод­че­го) не­боль­шие бе­ло­ка­мен­ные цен­трич. хра­мы – ро­тон­ды и квад­ри­фо­лии. Значительно пе­ре­стро­ен­ная ц. Св. Пан­те­леи­мо­на в с. Шев­чен­ко­во (кон. 12 – нач. 13 вв.) близ­ка к ев­роп. хра­мам цис­тер­ци­ан­ско­го ор­де­на; ви­зант. 4-столп­ная струк­ту­ра со­че­та­лась в ней с го­тич. кон­ст­рук­ци­ей. На Во­лы­ни доль­ше со­хра­ня­лись ки­ев­ские тра­ди­ции: 6-столп­ный кир­пич­ный Ус­пен­ский со­бор во Вла­ди­ми­ре-Во­лын­ском (1157–60) ана­ло­ги­чен со­бо­ру Ки­рил­лов­ско­го мон. в Кие­ве. К Г.-в. ш. от­но­сят так­же зод­че­ст­во Грод­нен­ско­го кн-ва, где строи­ли боль­шие кир­пич­ные 6-столп­ные кре­сто­во-ку­поль­ные хра­мы, ук­ра­шая их фа­са­ды круп­ны­ми шли­фо­ван­ны­ми кам­ня­ми, по­лив­ны­ми ке­ра­мич. плит­ка­ми и блю­да­ми (час­тич­но со­хра­ни­лась Бо­ри­сог­леб­ская ц. на Ко­ло­же в Грод­но, кон. 12 в.). Оче­вид­но, по­сле пе­ре­не­се­ния сто­ли­цы Га­лиц­ко-Во­лын­ско­го кн-ва из Гали­ча в Холм в этом го­ро­де по за­ка­зу кн. Да­нии­ла Ро­ма­но­ви­ча воз­ве­ли ц. Св. Ио­ан­на и Свя­тых Кос­мы и Да­миа­на («свя­тых Без­мезд­ни­ков»), а так­же де­рев. сто­ро­же­вую баш­ню-дон­жон на ка­мен­ном ос­но­ва­нии. Ц. Св. Ио­ан­на, су­дя по опи­са­нию Ипать­ев­ской ле­то­пи­си, име­ла вы­ра­жен­ные зап. чер­ты – под­пруж­ные ар­ки опи­ра­лись на ка­пи­те­ли в ви­де че­ло­ве­че­ских го­лов, пор­та­лы бы­ли де­ко­ри­ро­ва­ны рез­ным бе­лым и зе­лё­ным кам­нем (рез­чик – не­кий «хыт­рец Ав­дей»), в ок­на встав­ле­ны «рим­ские стёк­ла» – вит­ра­жи. Близ го­ро­да ус­та­но­ви­ли «столп ка­мен» – ко­лон­ну на по­ста­мен­те, увен­чан­ную из­вая­ни­ем ор­ла. Во 2-й пол. 13 – нач. 14 вв. под воз­дей­ст­ви­ем го­ти­ки по­яви­лись баш­не­об­раз­ные хра­мы Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва в Га­ли­че и Свт. Ни­ко­лая во Льво­ве. То­гда же в зап. и сев. рай­онах кня­же­ст­ва ста­ли стро­ить обо­ро­нит. со­ору­же­ния но­во­го ти­па – пря­мо­уголь­ные и круг­лые в пла­не ка­мен­ные и кир­пич­ные баш­ни (в Стол­пье, Бе­ла­ви­не, Ка­мен­це-Ли­тов­ском, Чер­то­рый­ске, Грод­но и др.). Они ана­ло­гич­ны зап.-ев­роп. дон­жо­нам. Про­из­ве­де­ния жи­во­пи­си Г.-В. ш. очень не­мно­го­чис­лен­ны и раз­но­род­ны. «До­б­ри­ло­во Еван­ге­лие» (ок. 1164, РГБ) пред­став­ля­ет ме­ст­ный уп­ро­щён­ный ва­ри­ант иск-ва ви­зант. кру­га; ещё бо­лее схе­ма­ти­зи­ро­ва­но ре­ше­ние ико­ны «По­кров Бо­го­ро­ди­цы» (ру­беж 11–12 вв. или нач. 14 в., Нац. ху­дож. му­зей Ук­раи­ны, Ки­ев). Ми­ниа­тю­ры Га­лиц­ко-Во­лын­ско­го Еван­ге­лия нач. 13 в. (Мо­ск­ва, ГТГ) от­ли­ча­ют­ся уве­рен­ным по­строе­ни­ем объ­ё­ма, слож­ной цве­то­вой гам­мой и экс­прес­си­ей об­ра­зов, ха­рак­тер­ны­ми для ви­зант. жи­во­пи­си это­го вре­ме­ни.

Лит.: По­по­ва О. С. Га­лиц­ко-во­лын­ские ми­ниа­тю­ры ран­не­го XIII в. (К во­про­су о взаи­мо­от­но­ше­нии рус­ско­го и ви­зан­тий­ско­го ис­кус­ст­ва) // Древ­не­рус­ское ис­кус­ст­во: Ху­до­же­ст­вен­ная куль­ту­ра до­мон­голь­ской Ру­си. М., 1972; Рап­по­порт П. А. Рус­ская ар­хи­тек­ту­ра X–XIII вв.: Ка­та­лог па­мят­ни­ков. Л., 1982; Ио­ан­ни­сян О. М. Ос­нов­ные эта­пы раз­ви­тия га­лиц­ко­го зод­че­ст­ва // Древ­не­рус­ское ис­кус­ст­во: Ху­до­же­ст­вен­ная куль­ту­ра X – пер­вой по­ло­ви­ны XIII в. М., 1988.

Вернуться к началу