ГА́ЛИЦКО-ВОЛЫ́НСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГА́ЛИЦКО-ВОЛЫ́НСКАЯ ШКО́ЛА, одна из наиболее значит. школ др.-рус. изобразит. иск-ва и архитектуры. Начала формироваться в сер. 12 в. гл. обр. на территории Галицкого и Владимиро-Волынского княжеств, объединившихся в 1199. Испытала заметное влияние иск-ва Польши, Чехии и Венгрии. Среди первых памятников Г.-в. ш. – княжеский дворец и 4-столпная ц. Спаса (2-я пол. 1140-х гг.), Успенский собор (предположительно рубеж 1140–50-х гг.) в Галиче. На строительстве, судя по романской строит. технике, работали польск. мастера, хотя и церковь, и собор, выполненные из белого камня и украшенные резьбой, имели традиц. крестово-купольную структуру. Во 2-й пол. 12 в. на территории Галицкого кн-ва появились (вероятно, при участии венг. зодчего) небольшие белокаменные центрич. храмы – ротонды и квадрифолии. Значительно перестроенная ц. Св. Пантелеимона в с. Шевченково (кон. 12 – нач. 13 вв.) близка к европ. храмам цистерцианского ордена; визант. 4-столпная структура сочеталась в ней с готич. конструкцией. На Волыни дольше сохранялись киевские традиции: 6-столпный кирпичный Успенский собор во Владимире-Волынском (1157–60) аналогичен собору Кирилловского мон. в Киеве. К Г.-в. ш. относят также зодчество Гродненского кн-ва, где строили большие кирпичные 6-столпные крестово-купольные храмы, украшая их фасады крупными шлифованными камнями, поливными керамич. плитками и блюдами (частично сохранилась Борисоглебская ц. на Коложе в Гродно, кон. 12 в.). Очевидно, после перенесения столицы Галицко-Волынского кн-ва из Галича в Холм в этом городе по заказу кн. Даниила Романовича возвели ц. Св. Иоанна и Святых Космы и Дамиана («святых Безмездников»), а также дерев. сторожевую башню-донжон на каменном основании. Ц. Св. Иоанна, судя по описанию Ипатьевской летописи, имела выраженные зап. черты – подпружные арки опирались на капители в виде человеческих голов, порталы были декорированы резным белым и зелёным камнем (резчик – некий «хытрец Авдей»), в окна вставлены «римские стёкла» – витражи. Близ города установили «столп камен» – колонну на постаменте, увенчанную изваянием орла. Во 2-й пол. 13 – нач. 14 вв. под воздействием готики появились башнеобразные храмы Рождества Христова в Галиче и Свт. Николая во Львове. Тогда же в зап. и сев. районах княжества стали строить оборонит. сооружения нового типа – прямоугольные и круглые в плане каменные и кирпичные башни (в Столпье, Белавине, Каменце-Литовском, Черторыйске, Гродно и др.). Они аналогичны зап.-европ. донжонам. Произведения живописи Г.-В. ш. очень немногочисленны и разнородны. «Добрилово Евангелие» (ок. 1164, РГБ) представляет местный упрощённый вариант иск-ва визант. круга; ещё более схематизировано решение иконы «Покров Богородицы» (рубеж 11–12 вв. или нач. 14 в., Нац. худож. музей Украины, Киев). Миниатюры Галицко-Волынского Евангелия нач. 13 в. (Москва, ГТГ) отличаются уверенным построением объёма, сложной цветовой гаммой и экспрессией образов, характерными для визант. живописи этого времени.