ПА́РЛЕР
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПА́РЛЕР, Парлерж (нем. Parler, чеш. Parléř), семья нем. архитекторов и скульпторов 14 – нач. 15 вв. Сыграли важную роль в развитии позднеготич. иск-ва.
Основатель династии – Генрих I Старший [между 1300–1310, Кёльн(?) – после 1377], один из наиболее влиятельных архитекторов своего времени. Ок. 1320-х гг. занимал должность гл. мастера в Гмюнде (ныне Швебиш-Гмюнд), где перестроил неф ц. Св. Креста (Хейлигкройцкирхе), сделав его зальным (1325–1330; с 1351 вёл строительство хора в позднеготич. стиле). Постройка стала образцом зальной церкви для юж.-герм. областей. Предположительно руководил строительством зап. фасада и нефа ц. Либфрауэнкирхе в Нюрнберге (до 1356), где в качестве помощника и ученика принимал участие его сын Петер, а также хора собора в Аугсбурге (1356). Некоторыми исследователями ему приписывается проект Ульмского собора (до 1377). Его сыновья – Иоганн и Петер.
Иоганн (из Гмюнда) (не позднее 1330 – не ранее 1365) участвовал в возведении собора в Базеле (1356); с 1359 руководил строительством хора собора во Фрайбурге-им-Брайсгау. Его сыновья – Михаэль II и Генрих II. Михаэль II (из Гмюнда) (? – 1387) занимал должность мастера на строительстве соборов в Страсбурге, Фрайбурге и Ульме; вероятно, завершил башни Базельского собора (с 1380). Генрих II (из Гмюнда) (? – 1392) работал в Аугсбурге, Вене, Кёльне и Праге.
Петер (из Гмюнда) (1330 или 1333, Гмюнд – 13.7.1399, Прага), архитектор и скульптор, один из крупнейших мастеров позднего Средневековья. Работал подмастерьем у отца на строительстве собора в Гмюнде. Совершил путешествие по Верхнему Рейну, посетил Страсбург (свод капеллы Св. Екатерины в соборе Страсбурга послужил образцом для сводов собора Св. Вита в Праге) и Кёльн. С 1352 работал в Нюрнберге, где под рук. отца выполнил часть скульптурного оформления вестверка ц. Либфрауэнкирхе. Узнав о работах семьи П. в Швабии, имп. Карл IV пригласил Петера в Прагу (1356) для продолжения строительства собора Св. Вита после смерти арх. Матьё из Арраса. Под началом Петера возведена значит. часть собора (завершён в 19 в.); важную роль играли инж. нововведения. В соборе созданы сложные сетчатые и звездчатые своды (напр., в Вацлавской капелле), трифорий оригинальной конструкции с вогнутыми карнизами, усиливающий ощущение пространственного единства, много внимания уделено декоративным элементам (украшениям колонн, окон и др.). Вместе с мастерской создал скульптурное убранство собора (1374–85), программа которого прославляла имп. дом Пржемысловичей: портретные бюсты в трифории хора (1374–85) и 6 надгробий чеш. предков Карла IV (1374–77; в т. ч. королей Оттокара I и, возможно, Оттокара II). Скульптура, приписываемая Петеру П., обладает подчёркнутой пластичностью, стремлением к обособлению от архитектуры, интересом к натуре, индивидуальностью черт лица (автопортрет в трифории, 1378–79) и чувственной моделировкой (портреты Анны Свидницкой, Бланш де Валуа и др.). Он создал также идеальный тип женского лица, который затем неоднократно воспроизводился в статуях т. н. Прекрасных Мадонн (см. Мягкий стиль). К числу др. архит. работ Петера и его мастерской в Праге относятся Карлов мост, богато украшенный скульптурой, и предмостные башни (1358–78), ц. Всех Святых в Пражском Граде (1356–83), хор собора Св. Варфоломея в Колине (1360–78) и др. Сыновья Петера – Венцель [Вацлав; ок. 1360(?) – 1404(?)], участвовал в строительстве юж. башни собора Св. Вита в Праге (1375–98), собора Св. Стефана в Вене (с 1397), и Иоганн Младший из Праги (ум. 1405), работал на строительстве соборов Св. Вита (с 1398) и Св. Варвары в Кутна-Горе (с 1388).