Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПА́ДУГА

Падуга в зале Государственного совета Франции во дворце Пале-Рояль в Париже.1-я пол. 1870-х гг. Архитектор П. П. Шаброль, художник Ж. Э. Делоне. Фото В. М. Паппе

ПА́ДУГА, 1) в ар­хи­тек­ту­ре на­клон­ная во­гну­тая по­верх­ность, об­ра­зую­щая по­сте­пен­ный пе­ре­ход от вер­ти­ка­ли стен, час­то увен­чан­ных кар­ни­зом, к го­ри­зон­таль­ной плос­ко­сти по­тол­ка (зер­каль­но­го сво­да). 2) В те­ат­ре – часть сце­нич. де­ко­ра­ции, со­стоя­щая из по­лос хол­ста или др. тка­ни, под­ве­шен­ных на штан­ге к вер­ху сце­ны для скры­тия верх­них про­лё­тов над де­ко­ра­ция­ми, ко­лос­ни­ков, ви­ся­щих де­ко­ра­ций и т. п. П. час­то рас­по­ла­га­ют­ся ря­да­ми, на не­сколь­ких пла­нах, па­рал­лель­но рам­пе; слу­жат до­пол­не­ни­ем к об­щей де­ко­ра­ции и вме­сте с ку­ли­са­ми ис­поль­зу­ют­ся для соз­да­ния еди­ной ароч­но-ку­лис­ной де­ко­ра­ции при изо­бра­же­нии пей­за­жей или внутр. ви­дов боль­ших со­ору­же­ний. Изо­бра­же­ние на П. мо­жет быть чис­то де­ко­ра­тив­ным ли­бо со­став­лять часть изо­бра­зит. сце­но­гра­фии (напр., кро­ны де­ревь­ев). Пер­вую П., яв­ляю­щую­ся ча­стью пор­та­ла сце­ны и по­сто­ян­ных ку­лис, ино­гда на­зы­ва­ют «ар­ле­ки­ном» или «под­зо­ром». При­ме­нять­ся П. на­ча­ли в итал. те­ат­ре с 17 в.

Вернуться к началу