ПА́ВЛОВ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПА́ВЛОВ Леонид Николаевич [27.7(9.8).1909, Манглис Тифлисской губ., ныне Манглиси, Грузия – 18.9.1990, Москва], рос. архитектор, засл. архитектор РСФСР (1975). Окончил в 1930 Вхутемас, где учился у А. А. Веснина (см. Веснины) и И. И. Леонидова; входил в группу архитекторов, под рук. Леонидова разрабатывавшую проект социалистич. расселения при Магнитогорском металлургич. комбинате (1930). Работал художником в театре В. Э. Мейерхольда, затем в мастерской В. А. Веснина, проектировавшей ДнепроГЭС в русле конструктивизма. В 1937–41 учился в аспирантуре АА СССР у И. В. Жолтовского и А. В. Щусева. Среди работ в русле сов. неоклассицизма: улица в восстановленном Севастополе (1949–50) и станция метро «Серпуховская» в Москве (ныне «Добрынинская»; 1950; совм. с архитекторами М. А. Зелениным, М. А. Ильиным). С 1951 работал в ин-те «Моспроект», в 3-й магистральной мастерской под рук. А. В. Власова, занимаясь планировкой и застройкой Юго-Западного р-на столицы. В 1950-е гг. П. увидел возможность вернуться к принципам модернизма, что проявилось уже в его конкурсном проекте Дворца Советов на Ленинских горах (1959). В 1960–62 работал в Управлении по проектированию Всемирной выставки 1967 (комплекс на зап. берегу Москвы-реки). Затем работал в «Моспроекте-2» в качестве нач. мастерской до 1986, когда его мастерскую перевели в «Моспромпроект». В 1960–1970-е гг. активно разрабатывал новые типы зданий (в т. ч. вычислит. центры и станции технич. обслуживания автомобилей, СТОА), участвовал в междунар. конкурсах на проекты: б-ки в Дублине (1961), центр. комплекса делового р-на Дефанс в агломерации Парижа (1982) и др. Создал ряд крупных градостроит. проектов, в т. ч. перепланировки центра Москвы (1966).
Сооружениям П. свойственны скульптурная лаконичная пластика и гармонично вплетённые в архит. композицию живописно-пластич. элементы. К числу наиболее известных построек П. в Москве относятся СТОА «Жигули» (1966–1977) на пересечении Варшавского шоссе и Моск. кольцевой автомобильной дороги, комплекс Центр. экономико-математич. ин-та (1970–78). Во 2-й пол. 1970-х гг., с наступлением эры постмодернизма, П. возвращается к использованию историч. мотивов в архитектуре, наиболее успешно – в здании Музея В. И. Ленина в Горках Ленинских под Москвой (проект 1975–84, строительство 1985–87). Осн. постройки П. в Москве: новый корпус здания Госплана СССР в Георгиевском пер. (1965–69); вычислит. центры ЦСУ СССР (1968–80), Госплана СССР (1970), Госбанка СССР (1974–96); Музей «Траурный поезд В. И. Ленина» у Павелецкого вокзала (1977–79), станции метро «Серпуховская» и «Нагатинская» (обе 1983). С 1934 преподавал в МАРХИ.