Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПА́ВЛОВ

Авторы: А. В. Мартовицкая
Л. Н. Павлов. Музей В. И. Ленина в Горках Ленинских под Москвой. 1985–87.

ПА́ВЛОВ Ле­о­нид Ни­ко­лае­вич [27.7(9.8).1909, Манг­лис Тиф­лис­ской губ., ны­не Манг­ли­си, Гру­зия – 18.9.1990, Мо­ск­ва], рос. ар­хи­тек­тор, засл. ар­хи­тек­тор РСФСР (1975). Окон­чил в 1930 Вху­те­мас, где учил­ся у А. А. Вес­ни­на (см. Вес­ни­ны) и И. И. Ле­о­ни­до­ва; вхо­дил в груп­пу ар­хи­тек­то­ров, под рук. Ле­о­ни­до­ва раз­ра­ба­ты­вав­шую про­ект со­циа­ли­стич. рас­се­ле­ния при Маг­ни­то­гор­ском ме­тал­лур­гич. ком­би­на­те (1930). Ра­бо­тал ху­дож­ни­ком в те­ат­ре В. Э. Мей­ер­холь­да, за­тем в мас­тер­ской В. А. Вес­ни­на, про­ек­ти­ро­вав­шей Днеп­ро­ГЭС в рус­ле кон­ст­рук­ти­виз­ма. В 1937–41 учил­ся в ас­пи­ран­ту­ре АА СССР у И. В. Жол­тов­ско­го и А. В. Щу­се­ва. Сре­ди ра­бот в рус­ле сов. не­оклас­си­циз­ма: ули­ца в вос­ста­нов­лен­ном Се­ва­сто­по­ле (1949–50) и стан­ция мет­ро «Сер­пу­хов­ская» в Мо­ск­ве (ны­не «До­б­ры­нин­ская»; 1950; совм. с ар­хи­тек­то­ра­ми М. А. Зе­ле­ни­ным, М. А. Иль­и­ным). С 1951 ра­бо­тал в ин-те «Мос­про­ект», в 3-й ма­ги­ст­раль­ной мас­тер­ской под рук. А. В. Вла­со­ва, за­ни­ма­ясь пла­ни­ров­кой и за­строй­кой Юго-За­пад­но­го р-на сто­ли­цы. В 1950-е гг. П. уви­дел воз­мож­ность вер­нуть­ся к прин­ци­пам мо­дер­низ­ма, что про­яви­лось уже в его кон­курс­ном про­ек­те Двор­ца Со­ветов на Ле­нин­ских го­рах (1959). В 1960–62 ра­бо­тал в Управ­ле­нии по про­ек­ти­ро­ва­нию Все­мир­ной вы­став­ки 1967 (ком­плекс на зап. бе­ре­гу Мо­ск­вы-ре­ки). За­тем ра­бо­тал в «Мос­про­ек­те-2» в ка­че­ст­ве нач. мас­тер­ской до 1986, ко­гда его мас­тер­скую пе­ре­ве­ли в «Мос­пром­про­ект». В 1960–1970-е гг. ак­тив­но раз­ра­ба­ты­вал но­вые ти­пы зда­ний (в т. ч. вы­чис­лит. цен­тры и стан­ции тех­нич. об­слу­жи­ва­ния ав­то­мо­би­лей, СТОА), уча­ст­во­вал в ме­ж­ду­нар. кон­кур­сах на про­ек­ты: б-ки в Дуб­ли­не (1961), центр. ком­плек­са де­ло­во­го р-на Де­фанс в аг­ло­ме­ра­ции Па­ри­жа (1982) и др. Соз­дал ряд круп­ных гра­до­стро­ит. про­ек­тов, в т. ч. пе­ре­пла­ни­ров­ки цен­тра Мо­ск­вы (1966).

Со­ору­же­ни­ям П. свой­ст­вен­ны скульп­тур­ная ла­ко­нич­ная пла­сти­ка и гар­мо­нич­но впле­тён­ные в ар­хит. ком­по­зи­цию жи­во­пис­но-пла­стич. эле­мен­ты. К чис­лу наи­бо­лее из­вест­ных по­стро­ек П. в Мо­ск­ве от­но­сят­ся СТОА «Жи­гу­ли» (1966–1977) на пе­ре­се­че­нии Вар­шав­ско­го шос­се и Моск. коль­це­вой ав­то­мо­биль­ной до­ро­ги, ком­плекс Центр. эко­но­ми­ко-ма­те­ма­тич. ин-та (1970–78). Во 2-й пол. 1970-х гг., с на­сту­п­ле­ни­ем эры по­стмо­дер­низ­ма, П. воз­вра­ща­ет­ся к ис­поль­зо­ва­нию ис­то­рич. мо­ти­вов в ар­хи­тек­ту­ре, наи­бо­лее ус­пеш­но – в зда­нии Му­зея В. И. Ле­ни­на в Гор­ках Ле­нин­ских под Мо­ск­вой (про­ект 1975–84, строи­тель­ст­во 1985–87). Осн. по­строй­ки П. в Мо­ск­ве: но­вый кор­пус зда­ния Гос­пла­на СССР в Ге­ор­ги­ев­ском пер. (1965–69); вы­чис­лит. цен­тры ЦСУ СССР (1968–80), Гос­пла­на СССР (1970), Гос­бан­ка СССР (1974–96); Му­зей «Тра­ур­ный по­езд В. И. Ле­ни­на» у Па­ве­лец­ко­го во­кза­ла (1977–79), стан­ции мет­ро «Сер­пу­хов­ская» и «На­га­тин­ская» (обе 1983). С 1934 пре­по­да­вал в МАРХИ.

Лит.: Ки­рил­ло­ва Л., Ива­но­ва И. Л. Пав­лов // Строи­тель­ст­во и ар­хи­тек­ту­ра Мо­ск­вы. 1977. № 2; Л. Пав­лов // Про­ект Рос­сия. 2009. № 54.

Вернуться к началу