ОВНАТАНЯ́Н
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОВНАТАНЯ́Н, семья арм. живописцев 17–19 вв. Родоначальник – свящ. Оган, в 1653–63 преподавал в приходской школе в родном с. Шорот (ныне в Нахичеванской Автономной Республике, Азербайджан), переписал и украсил миниатюрами ряд рукописей. У него учились двое сыновей: Маргар (художник-миниатюрист) и Нагаш Овнатан (перс. нагаш – художник). По имени Нагаша семья получила фамилию Овнатанян. Нагаш Овнатан (1661, Шорот – 1721 или 1722, там же) – один из виднейших арм. художников своего времени, приобрёл известность как миниатюрист, поэт-ашуг. Много путешествовал. Расписал ц. Богоматери в Шороте, ц. Св. Фомы в Агулисе, церкви Святых Петра и Павла, Зоравор, Катогике в Ереване. По заказу католикоса Аствацатура (патриаршество 1715–25) украсил Эчмиадзинский собор орнаментально-декоративной (на сводах, барабане и др.) и настенной сюжетной росписью. При реставрации в 1955–56 обнаружены три фрагмента сюжетной росписи темперой, в т. ч. с изображениями царя Трдата, его жены Ашхен и сестры Хосровидухт (ныне в Нац. галерее Армении, Ереван). С нач. 18 в. жил и работал в Тифлисе, был придворным художником груз. царя Вахтанга VI. Его сыновья и ученики Акоп (старший) [1685–1765; по др. данным, 1692 – 22.2(5.3).1757] и Арутюн (1-я пол. 18 в.) работали вместе. Украсили миниатюрами ряд рукописей (Матенадаран, Ереван), расписали церкви Св. Карапета в Апракунисе, Св. Стефана в Астапате (ныне в Нахичеванской Автономной Республике); после смерти Нагаша продолжили роспись Эчмиадзинского собора. Документированы работы братьев, в которых заметно влияние зап.-европ. иск-ва: изображения 12 апостолов на мраморных плитах алтарного выступа и ряд икон. Предположительно братьям принадлежит также орнаментальная роспись парадных покоев католикоса. Акоп Овнатанян написал также иконы для Эчмиадзинского собора («Благовещение», «Святая Рипсимэ», «Святая Гаянэ»). Преемником братьев О. стал сын Акопа – Овнатан (ок. 1730, Шорот – 1801 или 1802, Тифлис), обучавшийся у своего отца. Был придворным художником груз. царя Ираклия II, имел свою мастерскую и учеников. В 1782–86 участвовал в росписи Эчмиадзинского собора, восстановил иконы своих предшественников, исполнил «Поклонение волхвов», «Распятие», «Сошествие Святого Духа», «Преображение Богоматери» (ныне в Нац. галерее Армении), изображения апостолов, пророков Илии, Иезекиля, святых Арм. церкви – Месропа Маштоца, Григория Просветителя, Овнана Одзнеци (Эчмиадзинский собор). Создал новое худож. направление, которое имело важнейшее значение для развития арм. изобразит. иск-ва в последующий период. Его сын – Мкртум Овнатанян (или Авнатамов) (1779, Тифлис – 1845 или 1846, там же) работал в Тифлисе. Обучался у отца, также имел мастерскую и учеников. Известен как портретист, писал портреты современников («Католикос Епрем», Нац. галерея Армении) и иконы. Расписал в Тифлисе арм. церкви Св. Геворка, Св. Богородицы Норашен. Для парадных покоев католикоса в Эчмиадзине написал ряд портретов арм. царей (Айк Наапет, Трдат III, Левон II; ныне в Нац. галерее Армении). Его сыновья – Акоп-младший и Агафон. Акоп Овнатанян (Яков Авнатамов) (1806, Тифлис – 1881, Тебриз, Иран) учился у отца. Один из основоположников светского портретного жанра в арм. иск-ве. Работал в Тифлисе, где пользовался огромной известностью как портретист. С 1866/67 жил в Иране, где получил должность гл. придворного художника Наср эд-Дин-шаха. В 1841 получил от петерб. АХ звание неклассного художника. Известно ок. 70 его портретов (все – 1830–50-е гг.), в т. ч. Н. Теумян, Е. Гургенбекян, М. Лилипаряна, католикоса Нерсеса V Аштаракеци (все – в Нац. галерее Армении), Г. Караджяна (Музей иск-ва народов Востока, Москва), Меликовых (Музей искусств Грузии, Тбилиси). Они сохраняют некоторые традиц. черты арм. иск-ва (статичность композиции, тшательная выписанность деталей, «эмалевая» фактура живописи, выразительность силуэта, отсутствие светотени, сдержанность локального колорита), им присущи камерность, поэтичность и психологич. выразительность образов. Агафон Овнатанян (или Авнатамов) [1816, Тифлис – 23.3(4.4).1893, С. Петербург], живописец и гравёр. Учился в петерб. АХ (1836–43), жил в С.-Петербурге. Автор портретов (П. Петросяна, купца П. Агзаманяна; оба – в Нац. галерее Армении), литографий с портретов работы брата и альбомов с изображениями скаковых лошадей.