Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НИКОЛА́ЕВ

А. В. Николаев (Уста Мумин). «Жених». 1928. Музей искусства народов Востока (Москва).

НИКОЛА́ЕВ Алек­сандр Ва­силь­е­вич (Ус­та Му­мин, Ус­то Му­мин) (30.8.1897, Во­ро­неж – 27.6.1957, Таш­кент), рос. и узб. жи­во­пи­сец, гра­фик, засл. де­ят. ис­кусств Узб. ССР (1950). Учил­ся в Во­ро­не­же в ху­дож. сту­дии А. А. Буч­ку­ри (1916–18) и в Мо­ск­ве в двух Гос. сво­бод­ных ху­дож. мас­тер­ских (1918–19) у К. С. Ма­ле­ви­ча. В 1920 уе­хал в Са­мар­канд, где ра­бо­тал в К-те ста­ри­ны и иск-ва (вме­сте с К. С. Пет­ровым-Вод­ки­ным и А. В. Юсу­по­вым); с 1925 жил в Таш­кен­те. Изу­чал му­сульм. фи­ло­со­фию, по­эзию, па­мят­ни­ки ар­хи­тек­ту­ры и жи­во­пи­си; при­нял ис­лам и из­ме­нил имя на Ус­та (Ус­то) Му­мин [букв. – Вер­ный (или Ве­рую­щий) Мас­тер]. Твор­че­ст­во Н. свое­об­раз­но со­че­та­ет влия­ния тра­ди­ций ср.-век. ис­лам­ской ми­ниа­тю­ры, др.-рус. ико­но­пи­си и мас­те­ров итал. кват­ро­чен­то. В ран­ний пе­ри­од пи­сал пре­им. тем­пе­рой на не­боль­ших дос­ках или на бу­ма­ге. Про­из­ве­де­ни­ям Н. свой­ст­вен­ны тон­кое чув­ст­во цве­та, гар­мо­нич. яс­ность ком­по­зи­ции, изы­скан­но сти­ли­зо­ван­ная ли­не­ар­ность, со­зер­ца­тель­ная на­стро­ен­ность пер­со­на­жей: «Ду­та­рист» (1923), «Лю­би­те­ли пе­ре­пе­лов» (1927, оба – Му­зей ис­кусств Уз­бе­ки­ста­на, Таш­кент), «Же­них» (1928), «Бе­лое зо­ло­то» (1934), порт­рет Г. А. Морд­ви­но­вой (1942, все – Му­зей иск-ва на­ро­дов Вос­то­ка, Мо­ск­ва), «Уй­гур­ский та­нец» (1944), «Ход­жа На­сред­дин на ба­за­ре» (1947, оба – Му­зей ис­кусств Уз­бе­ки­ста­на). Так­же ил­лю­ст­ри­ро­вал кни­ги узб. пи­са­те­лей, оформ­лял спек­так­ли. Пре­по­да­вал в Таш­кент­ском ху­дож. уч-ще (1934–37).

Лит.: Кру­ков­ская С. М. Ус­то Му­мин (А. В. Ни­ко­ла­ев). Жизнь и твор­че­ст­во. Таш., 1973; Ере­мян Р. В. Ус­то Му­мин (А. Ни­ко­ла­ев). Аль­бом. Таш., 1982.

Вернуться к началу