Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕРАДО́ВСКИЙ

Авторы: И. Л. Кызласова
П. И. Нерадовский. Портрет поэта А. А. Блока. Карандаш. 1920. Литературный музей (Москва).

НЕРАДО́ВСКИЙ Пётр Ива­но­вич [14(26).4.1875, Мо­ск­ва – 20.12.1962, там же], рос. му­зей­ный дея­тель, ис­то­рик иск-ва, рес­тав­ра­тор, ху­дож­ник, д. чл. пе­терб. АХ (1914). Брат (по от­цу) Ю. А. Ол­суфь­е­ва (офи­ци­аль­но – сын худ. Ива­на Дмит­рие­ви­ча Не­ра­дов­ско­го, 1837–81). Учил­ся в МУЖВЗ (1889–96) у С. А. Ко­ро­ви­на и Л. О. Пас­тер­на­ка, в пе­терб. АХ (1896–1903) у И. Е. Ре­пи­на. Чл. Но­во­го об-ва ху­дож­ни­ков в Мо­ск­ве (1903–17), К-та по уве­ко­ве­чи­ва­нию па­мя­ти бит­вы на Ку­ли­ко­вом по­ле (1902–08; один из уст­рои­те­лей здесь хра­ма Св. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, 1913–17) и др. Изу­чал па­мят­ни­ки иск-ва и му­зеи в Ав­ст­рии, Ита­лии, Фран­ции, Гер­ма­нии (1911). В 1914–1916 слу­жил в са­ни­тар­ном по­ез­де.

Ра­бо­тал в Рус­ском му­зее (за­тем ГРМ): хра­ни­тель (1909–12) и зав. (до 1929) ху­дож. от­де­лом; в 1910 соз­дал пер­вую в стра­не му­зей­ную рес­тав­рац. мас­тер­скую др.-рус. ико­но­пи­си; по­пол­нял кол­лек­цию икон (в т. ч. спо­соб­ст­во­вал по­куп­ке со­б­ра­ния Н. П. Ли­ха­чё­ва в 1913); в 1930–1933 зав. от­де­ле­ни­ем иск-ва 18–19 вв. и рес­тав­рац. мас­тер­ски­ми. По­сле 1917 так­же чл. Ко­мис­сии по ох­ра­не па­мят­ни­ков иск-ва и ста­ри­ны, Кол­ле­гии по де­лам му­зе­ев и ох­ра­не па­мят­ни­ков иск-ва и ста­ри­ны при Нар­ком­про­се и др.; при­ни­мал ак­тив­ное уча­стие в ох­ра­не па­мят­ни­ков Пет­ро­гра­да и его ок­ре­ст­но­стей. Один из ве­ду­щих со­зда­те­лей прин­ци­пов на­уч. рес­тав­ра­ции; ру­ко­во­дил рес­тав­рац. мас­тер­ской в Нов­го­ро­де (1919–22). Три­ж­ды был ре­прес­си­ро­ван (1932; в 1933–1936 от­бы­вал срок в Ка­ра­ган­де и др. ла­ге­рях, за­тем жил в Та­ру­се; в 1938 вновь осу­ж­дён и до 1943 на­хо­дил­ся в ла­ге­ре под Кар­го­по­лем, за­тем ра­бо­тал на за­во­де в пос. Ком­му­нар Горь­ков­ской обл.). В 1944 по­лу­чил раз­ре­ше­ние жить в Мо­ск­ве; в 1945 пе­ре­ехал в За­горск, где был зав. от­де­лом ар­хи­тек­ту­ры в му­зее Трои­це-Сер­гие­вой лав­ры (1945–47) и зав. фи­лиа­лом Гос. центр. ху­дож. на­уч.-рес­тав­рац. мас­тер­ской (1945–48). Ру­ко­во­дил рес­тав­ра­ци­ей рос­пи­сей Тро­иц­ко­го со­бо­ра Трои­це-Сер­гие­вой лав­ры (1949–54), где впер­вые реа­ли­зо­ван прин­цип до­пол­не­ния ут­рат по ана­ло­ги­ям; ис­сле­до­вал и рес­тав­ри­ро­вал ико­ны и жи­во­пись. Ис­пол­нял так­же порт­ре­ты (пре­им. ка­ран­даш­ные и ак­ва­рель­ные; сре­ди жи­во­пис­ных – порт­рет гр. А. В. Ол­суфь­е­ва, 1906, ГРМ). В 1956 реа­би­ли­ти­ро­ван, с 1958 жил в Мо­ск­ве.

Соч.: Вы­став­ка Ки­прен­ско­го // Апол­лон. 1911. № 10; Бо­рис и Глеб из со­б­ра­ния Н. П. Ли­ха­че­ва // Рус­ская ико­на. 1914. № 1; Рус­ский му­зей. Но­вое уст­рой­ст­во кар­тин­ной га­ле­реи // Рус­ское ис­кус­ст­во. 1923. № 2/3 (пе­ре­изд. // Рус­ское ис­кус­ст­во. 2009. № 2); Ак­ва­ре­ли и ри­сун­ки А. А. Ива­но­ва // Ма­те­риа­лы по рус­ско­му ис­кус­ст­ву. Л., 1928. Т. 1; Рес­тав­ра­ция древ­ней сте­но­пи­си Тро­иц­ко­го со­бо­ра Трои­це-Сер­гие­вой лав­ры // Па­мят­ни­ки куль­ту­ры: ис­сле­до­ва­ние и рес­тав­ра­ция. М., 1960. Вып. 2; Встре­чи с Тол­стым // Л. Тол­стой. М., 1961. Кн. 2; Из жиз­ни ху­дож­ни­ка / Вступ. ст. А. Н. Са­ви­но­ва. Л., 1965.

Лит.: Аш­нин Ф. Д., Ал­па­тов В. М. «Де­ло сла­ви­стов»: 30-е го­ды. М., 1994; Оте­че­ст­вен­ная рес­тав­ра­ция в име­нах, 1918–1991 гг.: био­биб­лио­гра­фи­че­ский спра­воч­ник / Авт.-сост. О. Л. Фир­со­ва, Л. В. Шес­то­па­ло­ва. М., 2010. Вып. 1; Кыз­ла­со­ва И. Л. О под­ви­ге жиз­ни и на­уч­ном на­сле­дии Ю. А. Ол­суфь­е­ва (1878–1938) // Гра­ба­рев­ские чте­ния. М., 2010. Т. 7.

Вернуться к началу