НЕР
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕР (Neer) Арт ван дер [1603–04 (?), Амстердам – 9.11.1677, там же], голл. живописец. Работал управляющим поместья близ Горинхема, где обучился живописи, вероятно, благодаря знакомству с художниками бр. Р. Г. и Й. Г. Кампхёйсен. Ок. 1632 поселился в Амстердаме и начал работать как живописец: его ранние произведения («Жанровая сцена», 1632, Нац. галерея, Прага; «Речной пейзаж со всадниками», 1635, галерея Эдель, Кёльн) демонстрируют влияния флам. мастеров (А. Кейринкс) и художников т. н. франкентальской школы (Г. ван Конинксло, Г. де Хондекутера, Р. Саверея), использовавших приёмы фламандской школы. В 1640-е гг. стиль Н. достиг зрелости. Он ограничил своё творчество узким кругом пейзажных тем: зимние («Зимний вид на реке», ок. 1645, Эрмитаж, С.-Петербург; «Катание на коньках», 1650, ГМИИ) и ночные («Лунная ночь на реке»; «Ночной пожар», обе – 1650, ГМИИ; «Пейзаж с мельницей», ок. 1646, «Ночной город», сер. 17 в., обе – Эрмитаж; «Голландская деревня при восходе луны», Нац. галерея, Прага; «Лунный вид», Музей изобразит. искусств, Лейпциг) сцены, в рамках которых исследовал возможности живописной передачи разл. состояний атмосферы и освещения – восходы, закаты, бураны, грозы, свет, пробивающийся сквозь толщу облаков, неяркое зимнее освещение и др. Колорит, построенный на сближенных цветах, восходит к «тональной» фазе в творчестве харлемских пейзажистов 1620–30-х гг. Как правило, вымышленные сцены Н. отличаются высокой точкой зрения, диагональным развитием композиции, наличием стаффажных фигурок на первом и среднем планах. Н., который наряду с занятиями живописью держал таверну в Амстердаме, в 1662 был объявлен банкротом и провёл остаток жизни в бедности. Отец живописца Эглона ван дер Нера (1634, Амстердам – 1703, Дюссельдорф).