МА ЮА́НЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА ЮА́НЬ (второе имя Яо-фу, псевд. Цинь-шань) (между 1140 и 1190, Цяньтан, ныне Ханчжоу, пров. Чжэцзян – между 1225 и 1279), кит. живописец. Происходил из семьи проф. живописцев, 5 поколений которых работали в Академии живописи. Наряду с живописцами Ли Таном, Лю Суннянем и Ся Гуем, Ма Ю. причисляется к «четвёрке великих мастеров» (сы да) династии Южная Сун и является основоположником школы придворной живописи «Ма – Ся». Ма Ю. был членом имп. Академии живописи (Хуаюань) в Цяньтане и имел высший чин дайчжао. Имп. Нин-цзун наградил его поч. знаком отличия – золотым поясом. Художник работал во всех жанрах, но особое место в его творчестве занимал пейзаж, выполненный тушью с лёгкой подцветкой. В начале жизни испытал сильное влияние Ли Тана. Накопленный в семье Ма Ю. опыт позволил ему достичь совершенства в техниках письма собранной и расплющенной кистью. Его штрихи (цунь) – отчётливые, твёрдые и сильные – изображали стволы деревьев подобными согнутому железу. С такой же чёткостью, но уже мягко кисть Ма Ю. передавала пластику ветвей ивы, стеблей камыша и плеска волн. Тональное богатство растушёвки (ца) рождало почти стереоскопич. эффекты объёмов скал и глубины далей. Наглядность техники Ма Ю. способствовала широкой популярности его манеры письма в Корее, Вьетнаме и Японии, но за пределами Китая никто так и не смог приблизиться к уровню его мастерства.
Вслед за Ли Таном Ма Ю. отказался от панорамной композиции (цюань цзин ши) и использовал угловой ракурс (бяньцзяо чжи цзин), в связи с чем получил прозвание «Ма одного угла». До него приём углового ракурса использовался эпизодически, и именно Ма Ю. разработал на его основе особый тип композиции, названный «урезанные горы, избыточные воды» (цань шань шэн шуй), в котором изобразит. элементы группируются в одном из нижних углов. Это позволяло Ма Ю. создавать динамичный баланс заполненности (ши) и пустынности (сюй) и интерпретировать его как фундам. онтологический принцип, связанный с полярностями инь и ян, графич. символы которых лежат в основе его живописных построений. Критики считали, что Ма Ю. отображал «заполненное похожим на пустынное, а внутри его пустынности присутствовала заполненность». В своих произведениях Ма Ю. отказался от среднего плана и непосредственно противопоставлял затемнённый ближний и высветленный дальний планы; их соединение происходило за счёт туманной дымки и диагонально вытянутых стволов и веток, своей динамичной устремлённостью направлявших внимание зрителя с переднего края в глубь пейзажной композиции. Среди работ Ма Ю.: «Притопывая под песню», «Мэйхуа, скалистый берег и утки», «Весенняя прогулка по горной тропе», «Пара белых цапель на заснеженной отмели» (все – музей Гугун, Пекин), «Одинокий рыбак на зимнем озере» (Нац. музей, Токио), серия из 12 свитков «Воды» (музей Гугун, Тайбэй), «Читая стихи под соснами» (Шанхайский музей). При династии Мин стиль Ма Ю. был продолжен мастерами проакадемической школы Чжэ. Дун Цичан причислил Ма Ю. к направлению сев. школы живописи (бэй пай).