Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́СТЕР ТРШЕБО́НЬСКОГО АЛТАРЯ́

Авторы: Н. А. Истомина
Мастер Тршебоньского алтаря. Фрагмент фигуры святой Екатерины Александрийской с оборотной стороны Тршебоньского алтаря. Ок. 1380 – 1390. Национальная галерея (Прага).

МА́СТЕР ТРШЕБО́НЬСКОГО АЛТАРЯ́ (Mistr Třeboňskeho oltare, нем. – Мас­тер Ал­та­ря из Вит­тин­гау, Meister des Wit­tingauer Altares), ус­лов­ное име­но­ва­ние чеш. жи­во­пис­ца, ра­бо­тав­ше­го при имп. дво­ре в Пра­ге в 1380–1400. Гл. про­из­ве­де­ни­ем это­го ху­дож­ни­ка, од­но­го из круп­ней­ших мас­те­ров ин­тер­на­цио­наль­ной го­ти­ки, яв­ля­ет­ся Трше­бонь­ский ал­тарь (нем. – Ал­тарь из Вит­тин­гау, ок. 1380 – 1390) – по­лип­тих из ц. Св. Ильи авгу­стин­ско­го мо­на­сты­ря г. Трше­бонь (Вит­тин­гау) в Юж. Че­хии. На со­хра­нив­ших­ся створ­ках (3 из пред­по­ла­гае­мых 4 или 5) изо­бра­же­ны «Мо­ле­ние о ча­ше», «По­ло­же­ние во гроб» и «Вос­кре­се­ние» (все – Нац. га­ле­рея, Пра­га); на обо­рот­ной сто­ро­не до­сок пред­став­ле­ны фи­гу­ры свя­тых. Это­му мас­те­ру при­пи­сы­ва­ет­ся так­же неск. об­ра­зов Бо­го­ма­те­ри, са­мым из­вест­ным из ко­то­рых яв­ля­ет­ся «Ро­уд­ниц­кая Ма­дон­на» (по­сле 1380, там же). В иск-ве М. Т. а. раз­ли­чи­мы влия­ния Мас­те­ра Тео­до­ри­ка, франц. го­ти­ки и, воз­мож­но, се­ве­ро­италь­ян­ско­го иск-ва. Его счи­та­ют од­ним из ро­до­на­чаль­ни­ков мяг­ко­го сти­ля. Лёг­кие, тон­кие, уд­ли­нён­ные фи­гу­ры Трше­бонь­ско­го ал­та­ря, имею­щие ха­рак­тер­ный S-об­раз­ный из­гиб, ка­жут­ся бес­плот­ны­ми и вы­ра­жа­ют спи­ри­туа­ли­сти­че­ский на­кал. Ком­по­зи­ции стро­ят­ся на мощ­ных диа­го­на­лях, ко­то­рые вме­сте с яр­ки­ми цве­то­вы­ми кон­тра­ста­ми соз­да­ют ат­мо­сфе­ру внутр. на­пря­жён­но­сти. От­ка­зав­шись от тра­диц. зо­ло­то­го фо­на, мас­тер вво­дит пей­заж­ные мо­ти­вы; ус­лов­ность про­стран­ст­ва ком­пен­си­ру­ет­ся ин­те­ре­сом к мно­же­ст­ву тон­ко про­пи­сан­ных раз­но­об­раз­ных де­та­лей.

Лит.: Hamsík M., Frömlová V. Mistr Tře­boňs­kého oltáře // Umění. 1965. № 2; Kutal A. Gothic art in Bohemia and Moravia. L.; N. Y., 1972; Pešina J. Některé ztracené obrazy Mistra Třeboňského oltáře // Umění. 1978. № 4; Ge­schichte der deutschen Kunst. 1350–1470 / Hrsg. E. Ullmann. Lpz., 1981; Юва­ло­ва Е. П. Чеш­ская го­ти­ка эпо­хи рас­цве­та. 1350–1420. М., 1998.

Вернуться к началу