МАНА́СИЯ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАНА́СИЯ, Манассия (Манасиjа), монастырь в Сербии. Расположен в центр. части страны, на правом берегу р. Ресава (бассейн Дуная), близ г. Деспотовац. Основан в 1406–07 как «задужбина» деспота Стефана Лазаревича, которого ассоциировали с иудейским царём Манассией. В средние века назывался Ресава; был крупным центром серб. культуры. В сер. 15 в. М. был занят турками (подожжён и разграблен), в 1689–90 и
1718–39 – австр. войсками. Во время Первого сербского восстания 1804–13 турки покинули монастырь, после чего он был восстановлен (в 1806 и в 1840–1850-е гг.). Архитектура М. – синтез фортификац. и церковного зодчества; он защищён высокими стенами с 9 прямоугольными и 2 многогранными в плане башнями, связанными между собой проходами. В центре ансамбля – 4-столпная 5-купольная с 1-главым притвором ц. Св. Троицы (освящена в 1418) моравской архит. школы. Осн. объём храма представляет в плане триконх с дополнит. северной и юж. конхами. В интерьере частично сохранился один из крупнейших в Сербии и иконографически богатых фресковых ансамблей (сер. 1410-х гг.; из примерно 2 тыс. м2 фресок сохранилось ок. четверти; реставрированы в 1959–1962). По мнению В. Джурича, в их исполнении участвовали греч. мастера из Фессалоники и их серб. ученики. В. Н. Лазарев усматривал в росписях М. линейную тенденцию константинопольского «академизма». Менее убедительны гипотезы Р. Николича и С. Радойчича об авторстве мастеров с островов Адриатического либо Эгейского моря. Повышенно декоративные, праздничные фрески М., с использованием золота и лазури, с обилием архит. фонов, отражают утончённость аристократич. культуры двора Стефана Лазаревича. Пол церкви выложен из разноцветных плит. К югу от церкви расположены руины здания, в нижнем этаже которого располагалась трапезная, в верхнем – скрипторий и библиотека, в которой хранилось св. 20 тыс. манускриптов.